220088, Минск, ул. Захарова, 53
+375 (17) 294-63-61
+375 (17) 283-68-76
admpart@minsk.gov.by
пн-чт 845 - 1300; 1400 - 1800
пт 845 - 1300; 1400 - 1645
сб-вс выходной

все контакты

С 1 июля 2016 г. на территории Республики Беларусь внедряется механизм функционирования электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость (далее – ЭСЧФ).

ЭСЧФ будет являться обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС), у которых возникает объект налогообложения НДС, включая обязанность исчисления НДС в соответствии с положениями статьи 92 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), либо обязанность выставления (направления) ЭСЧФ в соответствии с положениями статьи 106 НК, служащим основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС (пункт 1 статьи 106 НК в редакции, вступающей в силу с 01.07.2016).

Под плательщиками НДС понимаются указанные в абзацах втором-четвертом статьи 90 НК:

организации;

индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных статьей 91 НК;

доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное

управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей.

При этом ЭСЧФ не создается при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав вышеуказанной категорией плательщиков,

включая индивидуальных предпринимателей, которые в силу применения особых режимов налогообложения либо особенностей их налогообложения, установленных законодательством, не являются плательщиками НДС, либо в случае отсутствия объектов налогообложения НДС.

Таким образом, указанные категории плательщиков при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав без НДС не создают ЭСЧФ.

При этом необходимо учитыватъ следующее.

В собственности (в том числе посредством закрепления на праве хозяйственного ведения) указанной категории плательщиков может находиться имущество (капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, оборудование, транспортные средства), включая находящееся в государственной собственности, которое может сдаваться в аренду или передаваться в безвозмездное пользование в целях повышения эффективности его использования.

Возмещение арендодателю (ссудодателю) арендатором (ссудополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (передачей в безвозмездное пользование), при передаче имущества в аренду (безвозмездное пользование), при которой обязанность возмещения таких приобретенных расходов предусмотрена

законодательством или договором, объектом налогообложения НДС не

признается (подпункты 2.12 и 2.21.2 пункта 2 статьи 93 НК).

Следовательно, такие обороты по возмещению не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС арендодателя (ссудодателя), а суммы НДС, предъявленные при приобретении работ (услуг), не признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с подпунктами 2.12 и 2.21.2 пункта 2 статьи 93 НК, не подлежат вычету у арендодателя (ссудодателя) (подпункт 19.9 пункта 19 статьи 107 НК).

Возмещаемые арендатором (ссудополучателем) арендодателю (ссудодателю) расходы, в своем большинстве, приобретаются арендодателем (ссудодателем) у соответствующих организаций и перевыставляются арендатору (ссудополучателю) (услуги электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, вывоз мусора, уборка помещений, охрана и иные приобретенные работы (услуги). Как правило, стоимость таких работ (услуг) приобретается с учетом предъявленного НДС.

Выделение арендодателем (ссудодателем) арендатору (ссудополучателю) сумм НДС при предъявлении к возмещению стоимости приобретенных работ (услуг), производится при указании арендатору (ссудодателю) этих сумм НДС продавцами таких работ (услуг) в первичных учетных документах (пункт 7 статьи 105 НК).

Применительно к операциям по сдаче в аренду (передаче в
безвозмездное пользование), при которых арендодатель (ссудодатель) предъявляет к возмещению арендатору (ссудополучателю) стоимость приобретенных работ (услуг) с НДС, в рамках внедрения с 01.07.2016 механизма функционирования ЭСЧФ, арендодатель (ссудодатель), независимо от факта признания его не плательщиком НДС, в отношении перевыставляемых арендатору (ссудополучателю) сумм НДС по приобретенным работам (услугам), должен выставлять ЭСЧФ и направлять их арендатору (ссудополучателю) для осуществления последними возможности принятия к вычету сумм НДС по таким расходам.

Данная обязанность закреплена пунктом 14 статьи 106 НК. Справочно: при приобретении покупателями товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые при возмещении их стоимости не nризнаются объектом налогообложения НДС в соответствии с положениями подпункта 2.12 пункта 2 статьи 93 НК, выставление ЭСЧФ лицам, возмещающим стоимость таких приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляется покупателем на основании данных ЭСЧФ, выставленного покупателю продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, являющимся плательщиком НДС в Республике Беларусь. В этом случае сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отраженная в ЭСЧФ, выставленном согласно пункту 7 статьи 105 НК покупателем лицам, возмещающим стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, указывается из ЭСЧФ продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Механизм создания арендодателем (ссудодателем) и направления ЭСЧФ арендатору (ссудополучателю) в рассматриваемой ситуации изложен в подпунктах 52 и 53 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (размещена на официальном сайте МНС (www.nalog.gov.by) в разделе «Электронные счета-фактуры» (далее – Инструкция № 15).

Так, арендодатель (ссудодатель) при получении ЭСЧФ от продавца в части приобретенных работ (услуг), стоимость которых подлежит возмещению арендатором (ссудополучателем), в графе 12 «Дополнительные данные» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам» ЭСЧФ должен указать признак дополнительных данных «Не подлежит вычету». При невозможности определения сумм НДС, не подлежащих вычету, прямым счетом, определение таких сумм НДС допускается на основании данных удельного веса.

При передаче арендодателем (ссудодателем) арендатору (ссудополучателю) стоимости приобретенных работ (услуг), подлежащих возмещению арендатором (ссудополучателем), арендодатель (ссудодатель) при выставлении ЭСЧФ арендатору (ссудополучателю) указывает:

в строке 3 «Дата совершения операции» - дату совершения хозяйственной операции, которая соответствует дате передачи приобретенных работ (услуг);

в строке 4 «Тип ЭСЧФ» - тип ЭСЧФ «Исходный»;

в строке 6 «Статус поставщика» - статус поставщика «Посредник»;

в строке 12 «Номер ЭСЧФ продавца» - номер и дату выписки ЭСЧФ продавца, полученного арендодателем (ссудодателем);

в строке 15 «Статус получателя (по договору/контракту)» - статус получателя «Потребитель».

В строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» раздела 5 «Условия поставки» формы ЭСЧФ должен быть указан номер и дата договора, заключенного между арендодателем (ссудодателем) и арендатором (ссудополучателю) (подпункт 25.1 пункта 25 Инструкции № 15).

В разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам»:

в графе 2 «Наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав» указывается наименование приобретенных арендодателем (ссудодателем) и передаваемых арендатору (ссудополучателю) работ (услуг), аналогично наименованию, указанному в ЭСЧФ продавца таких работ (услуг). Например: «услуги по электроснабжению», «услуги водоснабжения», «индексация», «вывоз мусора» и т.п.;

графы 3.1 «ТН ВЭД ЕАЭС», 3.2 «ОКЭД», 4 «Единица измерения», 5 «Количество (объем)», 6 «Цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), имущественных прав без учета НДС, руб.», 8 «В том числе сумма акциза, руб.» могут не заполняться;

в графе 10 «НДС сумма, руб.» арендодатель (ссудодатель) должен указать арендатору (ссудополучателю) сумму НДС, предъявленную продавцом в ЭСЧФ, выставленном продавцом арендодателю (ссудодателю). В случае передачи стоимости приобретенных работ (услуг) арендодателем (ссудодателем) арендатору (ссудополучателю) частями или разным арендаторам (ссудополучателям) сумма показателей графы 10 «НДС сумма, руб.» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам» арендодателя (ссудодателя), выставляемых арендатору (арендаторам) (ссудополучателю (ссудополучателям», не должна превышать показателя строки «Всего по счету» графы 10 «НДС сумма, руб.» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам» ЭСЧФ продавца, ссылку на который делает арендодатель (ссудодатель) в строке 12 «Номер ЭСЧФ продавца» ЭСЧФ, выставляемого арендатору (арендаторам) (ссудополучателю (ссудополучателям).

Остальные строки и графы формы ЭСЧФ заполняются в зависимости от необходимости и особенностей их заполнения, установленных в главе 3 Инструкции № 15.

В случае предъявления арендодателем (ссудодателем) к возмещению стоимости приобретенных работ (услуг) потребителям, не являющимся плательщиками НДС в Республике Беларусь (например, физические лица, юридические лица или индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС), ЭСЧФ в адрес таких потребителей может не выставляться.

Выставление (направление) ЭСЧФ по приобретенным арендодателем (ссудодателем) (посредником) работам (услугам), оказанным продавцами в июле 2016 г., и предъявляемым к возмещению арендатору (ссудополучателю) (потребителю), должно будет осуществляться ссудодателем (посредником) по первому сроку не позднее 5-го августа 2016 г. Выставление ЭСЧФ осуществляется при условии их подписания арендодателем (ссудодателем) в установленном порядке электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП).

Справочно: авторизация каждого плательщика (пользователя) на Портале осуществляется по личному ключу (сертификат открытого ключа ЭЦП), выдаваемому удостоверяющими центрами:

РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» по областям и г. Минску;

Государственной системы управления открытыми ключами электронной цифровой подписи (ГосСУОК) РУП «Национальный центр электронных услуг».

Для плательщиков, подключенных к системе электронного декларирования МНС, представляющих в налоговые органы отчетность (декларации (расчеты) в виде электронных документов с использованием ключа ЭЦП, полученного в указанных удостоверяющих центрах, получение дополнительного ключа ЭЦП для работы с Порталом не потребуется.

Аналогичный механизм и правила выставления (направления), получения ЭСЧФ при меняются арендодателем (ссудодателем) (посредником) при передаче стоимости приобретенных работ (услуг) субарендатору в рамках исполнения условий договоров субаренды, исходя из особенностей совершаемых операций. В таком механизме выставления ЭСЧФ арендодатель (ссудодатель) при создании ЭСЧФ выступает в статусе «Посредник», субарендатор - в статусе «Потребитель».

Разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по применению нововведений в налоговом законодательстве

С 01.07.2016 вступает в силу новая редакция подпункта 5.7 пункта 5 статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), статей 9 и 10 Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон № 343-З) информирует о следующем.

Согласно подпункту 5.7 пункта 5 статьи 286 НК в редакции, вступающей в силу с 01.07.2016, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий республиканских государственно-общественных объединений), собственником имущества которых являютсяюридическое лицо, Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, а также коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит одной или в совокупности нескольким другим организациям, и коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам).

Согласно положениям статей 9 и 10 Закона № 343-З, относящимся к подпункту 5.7 пункта 5 статьи 286 НК, организации, применявшие в соответствии с законодательством до 01.07.2016 УСН и являющиеся по состоянию на 01.07.2016унитарными предприятиями, собственником имущества которых являются Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, коммерческими организациями, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам), утрачивают право на применение УСН с 1 июля 2016 года и, соответственно, обязаны с указанной даты применять общий порядок налогообложения.

Учитывая вышеизложенное, запрет на применение с 01.07.2016 УСН, установленный подпунктом 5.7 пункта 5 статьи 286 НК (в редакции, действующей с 01.07.2016), распространяется, в частности, на республиканские и коммунальные унитарные предприятия, их дочерние унитарные предприятия, хозяйственные общества, у которых более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) принадлежат (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам).

Организациям, утрачивающим право на применение УСН с 1 июля 2016 года в связи со вступлением в силу новой редакции подпункта 5.7 пункта 5 статьи 286 НК, не требуется уведомлять налоговый орган по месту постановки на учет о переходе с УСН на общий порядок налогообложения.

Справочно: с 1 июля 2015 г. (исходя из положения подпункта 5.7 пункта 5 статьи 286 НК в редакции, действующей до 1 июля 2016 г.) запрет на применение УСН был установлен, в частности, в отношении коммерческих организаций, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых по состоянию на 1 июля 2015 г. принадлежало одной или в совокупности нескольким другим организациям. Следовательно, такие коммерческие организации, независимо от того, что при этом часть их акций (долей в уставном фонде) принадлежала Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам (и независимо от размера этой части) либо не принадлежала Республике Беларусь, ее административно-территориальным единицам, утратили право на применение УСН с 1 июля 2015 г.

2018 - Год малой
родины

  • Об объявлении 2017 года Годом науки
  • План мероприятий

Опрос

Знаете ли Вы о работе Совета общественного пункта охраны правопорядка в Вашем микрорайоне?

.

Информационные ресурсы Республики Беларусь