В настоящее время актуальным является вопрос совместного проживания граждан (соседей) в многоквартирных жилых домах, когда один сосед, нарушая правила пользования жилым помещением, своим противоправным поведением делает невозможным проживание с ним в одном доме другим гражданам.
Организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также правоохранительным органам поставлена задача об искоренении названной проблемы. В связи с этим жилищно-эксплуатационные службы, правоохранительные органы обязаны в обязательном порядке реагировать на сигналы (сообщения, обращения) граждан о неправомерных действиях граждан, проживающих в соседних квартирах, частных домовладениях.
В целях пресечения фактов нарушения правил пользования жилыми помещениями, общественного порядка гражданам рекомендуется вызывать представителей жилищно-эксплуатационной службы либо сотрудников органов внутренних дел для фиксации правонарушений и оформления необходимых документов для привлечения виновных лиц к ответственности.
Новый Жилищный кодекс предусматривает ответственность за неисполнение возложенных на собственника жилого помещения обязанностей.
В частности, статья 155 Жилищного кодекса устанавливает порядок и условия отчуждения жилого помещения в случаях:
- нарушения правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений;
- уклонения от внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 утверждены Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (далее – Правила). За нарушение данных Правил, при наличии оснований, в установленном порядке наступает административная ответственность. Таким образом, если собственник жилого помещения в течение года три и более раза привлекался к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, выразившееся в разрушении, порче жилого помещения либо в использовании его не по назначению, или за иные нарушения требований Жилищного Кодекса, делающие невозможным для других проживание с ним в одной квартире или в одном жилом доме, ограничивая указанными действиями права и законные интересы других граждан, то местный исполнительный и распорядительный орган обязан в письменной форме предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они повлекли разрушение и (или) порчу жилого помещения, – также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта жилого помещения.
В дальнейшем, если собственник жилого помещения, несмотря на предупреждение, продолжает совершать нарушения либо не провел ремонт по истечении срока, установленного местным исполнительным и распорядительным органом для ремонта жилого помещения, местный исполнительный и распорядительный орган вправе подать в суд иск о понуждении собственника жилого помещения к отчуждению жилого помещения.
Таким образом, несмотря на то, что жилое помещение находится в собственности гражданина, Закон позволяет местному исполнительному и распорядительному органу ставить вопрос о понуждении собственника к отчуждению принадлежащего ему жилого помещения в случае нарушения Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.
Для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями необходимо также обращаться в жилищно-эксплуатационные службы по месту жительства либо ЖРЭО района.
В случае ненадлежащего реагирования органами внутренних дел, а также жилищно-эксплуатационными службами района на сигналы о возникновении указанных конфликтных ситуаций, граждане вправе обратиться в районную прокуратуру с жалобой на действия должностных лиц, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности.
Старший помощник прокурора Партизанского района г. Минска
Булойчик Н.Т.