220088, Минск, ул. Захарова, 53
+375 (17) 361-63-61
+375 (17) 283-68-76
admpart@minsk.gov.by
пн-чт 845 - 1300; 1400 - 1800
пт 845 - 1300; 1400 - 1645
сб-вс выходной

все контакты

При проведении проверок, мониторингов соблюдения законодательства об охране труда, специальных расследований несчастных случаев на производстве выявляется большое количество нарушений законодательства об охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек.

Так наиболее частыми нарушениями при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек являются:

  • не своевременное проведение технического обслуживания и ремонта напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
  • допуск к управлению напольным безрельсовым транспортом, техническому обслуживанию и ремонту напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек лиц, не прошедших в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • эксплуатация напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в неисправном состоянии, при несоответствии эксплуатационным документам;
  • движение напольного безрельсового транспорта в производственных помещениях с выключенными фарами;
  • перевоз водителями погрузчика на напольном безрельсовом транспорте работающих и других лиц; транспортировка груза волоком; нахождение напольного безрельсового транспорта в проездах, проходах, на уклонах и др.

Вышеуказанные нарушения явились причинами большого количества несчастных случаев, которые привели к тяжелым производственным травмам, а некоторые и к смертельному исходу.

Следует отметить, что работы, выполняемые с использованием грузоподъемного оборудования, и погрузочно-разгрузочные работы с применением средств механизации относятся к работам с повышенной опасностью.

При выполнении работ при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (ред. от 30.12.2010), а также иными нормативно-правовыми актами.

Соблюдение требований законодательства об охране труда – это обязанность не только работодателей, но и каждого работающего.

И.В. Мацкевич,

главный государственный инспектор

отдела надзора за соблюдением законодательства об охране труда

Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

тел. 220 26 73

В связи с выявлением большого количества нарушений законодательства об охране труда в части допуска работников к выполнению работ на высоте, считаем необходимым напомнить, что к выполнению работ на высоте допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр без противопоказаний к выполнению работ на высоте, имеющие профессиональные навыки, прошедшие в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работ, инструктажи, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда и получившие соответствующее удостоверение.

Также при выполнении работ на высоте работник должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а при необходимости средствами коллективной защиты. Наниматель обязан не допускать выполнение работ на высоте без применения работниками необходимых средств индивидуальной защиты.

Справочно: работы на высоте - работы, при которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более.

Следует отметить, что требования по допуску к выполнению работ на высоте распространяются не только на трудовые отношения, а также на гражданско-правовые.

При выполнении работ на высоте следует руководствоваться Правилами охраны труда при работе на высоте, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52 (ред. от 19.11.2007), а также иными нормативно-правовыми актами.

И.В. Мацкевич,

главный государственный инспектор

отдела надзора за соблюдением законодательства об охране труда

Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

тел. 220 26 73

При проведении мониторингов, обследований по соблюдению законодательства об охране труда в организациях, оказывающих услуги по ремонту автомобилей, зачастую выявляется большое количество нарушений.

Наиболее часто встречающимися организационными нарушениями являются:

- допуск к выполнению работ по ремонту автомобилей работников без обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний по вопросам охраны труда;

- не проведение обязательных медицинских осмотров работающих;

- не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- отсутствие уголков по охране труда (не информирование работников о состоянии охраны труда на рабочих местах, существующих рисках для их здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда);

- не своевременное проведение осмотров и ремонта оборудования, инструмента;

- выполнение огневых работ без выдачи наряда-допуска на производство работ повышенной опасности, т.е. без осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством.

При выполнении работ по ремонту автомобилей допускаются следующие нарушения:

- допуск работников к выполнению работ без применения ими средств индивидуальной защиты;

- в зоне ремонта транспортных средств допускается хранение отработанного масла, порожней тары из-под топлива, смазочных материалов.

- у пультов управления подъемниками, на которых вывешены транспортные средства, не вывешиваются предупреждающие таблички с надписью «НЕ ВКЛЮЧАТЬ! ПОД ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ РАБОТАЮТ ЛЮДИ!».

- подъем транспортных средств проводится не под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными механизмами.

- эксплуатируются неиспытанные подъемники и подставки.

- применяется слесарный, слесарно-сборочный, столярный инструмент, на поверхностях которого имеются вмятины, забоины, заусенцы, наклеп, трещины и иные дефекты.

- транспортные средства, установленные на пост ТО и Р, не закрепляются путем установки не менее двух противооткатных упоров под его колеса;

- при выполнении работ с использованием инструмента ударного действия для защиты глаз работающих от отлетающих осколков не применяются защитные очки;

- лестницы, применяемые при уборке транспортных средств, эксплуатируются не в соответствии с требованиями безопасности при работе на высоте, и не содержатся в исправном состоянии;

- при выполнении работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, не применяются лежаки;

- полы помещений, осмотровых канав, не содержатся в чистоте, имеют сколы, выбоины и др.

Изложенные факты свидетельствуют о том, что руководители отдельных организаций не обеспечивают соблюдение охраны труда в соответствии с требованиями законодательства. Более того, проводимая организационная работа недостаточно направлена на человеческий фактор.

Напоминаем, что при выполнении работ при эксплуатации и ремонте транспортных средств следует руководствоваться Межотраслевыми общими правилами по охране труда, утверждёнными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 03.06.2003 №70 (ред. от 30.09.2011), Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04 12.2008 № 180/128 (ред. от 03.12.2014), государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.03.2011 № 14 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», а также иными нормативно-правовыми актами.

Правильная организация работ со стороны должностных лиц и неукоснительное соблюдение требований по охране труда при их выполнении со стороны работников, должно стать приоритетным направлением в системе мер по профилактике производственного травматизма.

Илона Викторовна Мацкевич,

главный государственный инспектор

отдела надзора за соблюдением законодательства об охране труда

Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

тел. 220 26 73

«Рейтинги причин и видов несчастных случаев и наиболее опасных производств в организациях г.Минска»

Рейтинг причин несчастных случаев на производстве со смертельным исходом:

невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (26,3 %);

нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины (21,1 %);

неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (10,5 %).

Рейтинг причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями:

невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (32 % от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями);

личная неосторожность потерпевших (23 %);

грубое нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда (33%);

нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда (20 %);

неприменение работником СИЗ (2%);

нарушение правил дорожного движения (3%);

нарушение другим работником требований инструкции по охране труда (2%);

дорожно-транспортные происшествия (7%).

Основные виды несчастных случаев на производстве:

воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей;

дорожно-транспортные происшествия;

падение с высоты;

воздействие электрического тока.

Основные виды деятельности, подверженные производственному травматизму:

строительство;

машиностроение;

оказание транспортных услуг.

Информационные ресурсы Республики Беларусь