Первый этап реконструкции главного корпуса Минского городского технопарка планируется завершить к сентябрю 2019 года. Об этом сообщил на заседании Совета по развитию предпринимательства при администрации Партизанского района директор Минского городского технопарка Владимир Давидович.
Сейчас идет реконструкция главного производственного корпуса. Она разбита на два пусковых комплекса.
— Завершение первого ожидается к 1 сентября 2019 года. Востребованность площадей в нем очень высокая. На данный момент остались незафрахтованными всего два помещения, — отметил он.
После реконструкции площади технопарка увеличатся еще на 30 тыс. кв. м. Здесь будет создано дополнительно 1 500 рабочих мест, а объем выпускаемой продукции возрастет с 20 млн до 100 млн долларов, количество резидентов — с 31 до 70.
Претендовать на резидентство в технопарке может как индивидуальный предприниматель, так и компания. Для этого нужно подготовить очень простой пакет документов: заполнить анкету, набросать паспорт проекта на полторы странички и бизнес-проект (не путать с бизнес-планом). Затем заявки рассматривает экспертный совет, на котором претенденты презентуют себя и свои идеи, отвечают на вопросы. На этом этапе отсеивается половина желающих. С теми, кто получил одобрение экспертов, заключается договор аренды, и с этого момента они становятся резидентами МГТ.
Резидент получает готовые площади для размещения производства и возможность сконцентрироваться на главном — технологических процессах, своих разработках. Кроме того, резиденты могут платить налог на прибыль по ставке всего 10 %.
— Это право, но не обязанность, — пояснил В. Давидович. — Для тех, кто не применяет упрощенную систему налогообложения, это интересно, но прежде надо получить одобрение Государственного комитета по науке и технологиям.
Также резиденты освобождаются от уплаты местных налогов и сборов: на недвижимость и землю.
По словам директора технопарка, это позволяет делать ставку арендной платы небольшой. Сейчас она равна 9 рублям за 1 кв. м.
— В городе, конечно, можно площади найти и дешевле, — признается он. — Но к нам тянутся, потому что окружение здесь хорошее и компании друг другу дают контракты, делают совместные разработки.
Кроме того, администрация МГТ предоставляет резидентам необходимое технологическое оборудование, а также специализированный консалтинг.
— Многие из нас работали в разных отраслях, структурах, и мы знаем, где в стране надо искать тот или иной ресурс. И не всегда речь идет о деньгах, часто новичкам в бизнесе не хватает компетентных специалистов, разработок, — добавил В. Давидович.
Для членов Совета по развитию предпринимательства устроили небольшую экскурсию по техпарку — показали, в каких условиях работают резиденты и что они здесь создают. Например, ООО «БСВТ — новые технологии» занимается модернизацией старой военной техники и разработкой новых моделей. На територии парка находится конструкторское бюро предприятия, где и рождаются опытные образцы машин. Рядом с боксом, где разместилась компания, стоит «Шилка». Зенитную самоходную установку ожидает апгрейд. А внутри помещения находятся два первых разработанных в стране боевых сухопутных робота. Кстати, они примут участие в параде 3 июля. Управляет такой техникой не водитель, а оператор. При этом находиться он может на удалении до 10 км от нее.
Специалисты ООО «КЕЙДЖИ ИМПЭКС» в свое время проектировали ё-мобиль. А сейчас заняты разработкой двигателей и трансмиссий для городского электротранспорта. И, по словам Андрея Гинзбурга, его компания в этом преуспела. Привод и инвертор резидентов Минского технопарка используется в российском автомобиле представительского класса Aurus. Кстати, на такой машине ездит президент России. А в Китае создается предприятие, где будут выпускать компоненты трансмиссии электробусов по белорусской технологии. К тому же отечественный электромобиль тоже ездит на компонентах «Кейдж импекс».
— Хотим у себя развить производство трансмиссий для гибридных автобусов и троллейбусов, а также дальше двигаться в сторону электрификации и гибридизации коммунальной техники — мусоровозов. Есть проекты и по созданию легкого транспорта со съемной батареей — маленькие машины для развоза товаров, каршеринга, такси… — делится планами на будущее А. Гинзбург.
Стоит отметить, что компания совместно с «Белкоммунмашем» сделала два гибридных автобуса. Один проходит опытную эксплуатацию в Минске, а второй скоро отправится в Слуцк на испытания.
— Экономия топлива по сравнению с обычным дизельным автобусом — 30 %, — заверяет разработчик.
Представитель следующего резидента технопарка ООО «МАНРОСТИ» Олег Сенокосов предложил попробовать свой инновационный продукт — кофе в виде таблетки. Над разработкой в компании трудились три года.
— Одно дело было создать форму и дозу, другое — сохранить вкус и аромат. После смалывания и контакта с воздухом кофе быстро выдыхается и стареет. А в такой форме он надолго остается свежим, — пояснил он.
Готовится такой кофе быстро и просто: в чашку надо добавить лишь горячей воды.
Для производства кофейных таблеток используют зерна арабики, которые на предприятии обжаривают сами. Свою разработку компания запатентовала. Первые партии продукции отгружены в Грузию, Казахстан, Россию, Канаду.
Кроме того, были представлены несколько стартапов, которые победили в конкурсах, проводимых технопарком. В частности, экологически чистые, органические микроудобрения и дезинфицирующие средства на основе цитрата серебра и меди. Последние проникают на клеточном уровне в патогенную микрофлору и уничтожают грибки, бактерии и вирусы, подавляя неприятные запахи. Использовать их можно на кухне, в ванной комнате, если в доме есть питомцы, для обработки обуви, одежды, салона автомобиля, спортивной экипировки. В линейке продукции недавно появились средства для детей.
Директор технопарка предложил совету ввести новацию: во время проведения заседаний рассматривать несколько стартапов и таким образом помогать начинающим компаниям находить менторов, инвесторов. Идея нашла поддержку.
В свою очередь глава администрации Партизанского района Валерий Вороницкий рекомендовал собираться чаще, чем раз в квартал. Посещать как проблемные предприятия, так и успешные, чтобы руководители могли узнать их опыт.