С 01.01.2009 в Республике Беларусь действует профессиональное пенсионное страхование. Профессиональное пенсионное страхование - это система установленных государством отношений, которые заключаются:
- в уплате работодателями взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (далее - особые условия труда);
- в формировании денежных средств за счет уплаченных взносов на профессиональное пенсионное страхование и доходов от их размещения;
- в использовании этих средств для выплаты пенсий в связи с особыми условиями труда.
Законодательством определено 15 категорий работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 5 Закона N 322-З). Самая многочисленная категория работников, за которых работодатели уплачивают взносы на профессиональное пенсионное страхование, - это медицинские и педагогические работники (по Перечню учреждений, организаций и должностей N 1490).
Размер взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых за медицинских и педагогических работников, составляет 4% (абз. 17 ст. 6 Закона N 118-З).
Уплаченные работодателями взносы на профессиональное пенсионное страхование, а также доходы от их размещения накапливаются на профессиональной части индивидуальных лицевых счетов работников, занятых в особых условиях труда. В последующем они используются для назначения и выплаты профессиональных пенсий (досрочных или дополнительных) или для компенсации расходов на выплату трудовых пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовых пенсий за выслугу лет.
Указом N 441 предоставлены дополнительные компенсации за работу с особыми условиями труда. Работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, у которых специальный стаж работы до 01.01.2009 составляет менее половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет (или у которых его не имеется), предоставлено право выбрать ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования. В этом случае взносы на профессиональное пенсионное страхование не уплачиваются, право на профессиональную пенсию не формируется, работник получает дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем (ст. 12, 13, 15, 47 - 49, 49-2 Закона N 1596-XII).
Многие работники, занятые в особых условиях труда, уже воспользовались своим правом на ежемесячную доплату к заработной плате.
С 01.10.2022 вступил в силу Указ N 367. Согласно Указу N 367 работникам предлагается механизм, который позволит получать больший доход при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть кроме трудовой пенсии они будут получать дополнительную накопительную пенсию. Указом N 367 работникам, за которых их работодателями уплачиваются обязательные взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, предоставлено право на участие в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии.
Работник, желающий участвовать в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии, уплачивает дополнительный взнос на накопительную пенсию за счет собственных средств. Размер этого взноса (в процентах от фактической заработной платы) он выбирает сам. Максимальный (предельный) размер дополнительного взноса работника - 10%.
Если работник принял решение участвовать в указанном страховании, то к этому подключается и его работодатель. Он уплачивает взнос в размере взноса работника, но не более 3% (подп. 3.4 Указа N 367).
Дополнительное накопительное пенсионное страхование осуществляется Государственным предприятием "Стравита" (п. 2 Указа N 367).
Следует отметить, что работники, занятые в особых условиях труда, которые приняли решение получать ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования, воспользовавшись нормами Указа N 367, могут получать больший доход при достижении общеустановленного пенсионного возраста за счет установленной им работодателем доплаты. Выбор доплаты по Указу N 441 дает возможность работникам направить часть полученных денежных средств (или все полученные средства) для участия в новом виде страхования.
Пример 1
Учителю школы (гимназии) (или врачу общей практики поликлиники) установлена ежемесячная доплата к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования в размере 4%. Если он изъявит желание участвовать в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии и выберет размер взноса 2%, то с учетом взноса, который обязан будет уплачивать работодатель (еще 2%), ежемесячно на дополнительную накопительную пенсию будет перечисляться 4% от фактической заработной платы (2% за счет средств работника и 2% за счет средств работодателя). В этом случае от установленной доплаты к заработной плате по Указу N 441 останется еще 2%, которые работник будет получать ежемесячно.
Пример 2
Если учитель (или врач общей практики), которому установлена ежемесячная доплата к заработной плате по Указу N 441 в размере 4%, выберет такой же размер взноса для участия в добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии - 4%, то с учетом взноса, который обязан уплачивать работодатель (еще 3%), ежемесячно на дополнительную накопительную пенсию будет перечисляться 7% от фактической заработной платы (4% за счет средств работника и 3% за счет средств работодателя). В этом случае для работника не будет дополнительного текущего дохода, а сформируется дополнительная накопительная пенсия, которая начнет выплачиваться по достижении общеустановленного пенсионного возраста.
Таким образом, работникам государством предоставлена еще одна возможность для повышения материального обеспечения по достижении общеустановленного пенсионного возраста.