С 1 января 2009 г. в Республике Беларусь введено профессиональное пенсионное страхование. Круг работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, определен статьей 5 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (Закон о ППС).
За работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, работодатели уплачивают взносы в установленных размерах.
Уплаченные взносы на профессиональное пенсионное страхование, а также доходы от их размещения в уполномоченном банке накапливаются на профессиональной части индивидуального лицевого счета работника в виде пенсионных сбережений. Сформированные таким образом денежные средства используются для выплаты работнику профессиональной пенсии. Профессиональные пенсии назначаются органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (Фонд) по Закону о ППС.
Одним из видов профессиональных пенсий является досрочная профессиональная пенсия.
В зависимости от сложности и напряженности выполняемой работы для каждой категории работников установлен свой минимальный профессиональный стаж и возраст выхода на досрочную профессиональную пенсию (статья 11 Закона о ППС).
С 21 января 2022 года законодательством, регулирующим порядок назначения и выплаты досрочной профессиональной пенсии, предусмотрена выдача пенсионного удостоверения. В соответствии с пунктом 8-1 Инструкции о порядке назначения и выплаты профессиональных пенсий, утвержденной постановлением правления Фонда от 22 июня 2011 г. № 9, удостоверение выдается после принятия решения о назначении досрочной профессиональной пенсии по утвержденной форме.
Согласно пункту 3.14 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, для оформления пенсионного удостоверения пенсионеру нужно представить:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- одну фотографию размером 30 х 40 мм.
Максимальный срок осуществления административной процедуры выдачи пенсионного удостоверения - один рабочий день при обращении после принятия решения о назначении профессиональной пенсии.
Если пенсионное удостоверение утрачено или пришло в негодность, пенсионер может получить его дубликат. Выдача дубликата пенсионного удостоверения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 28-1 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. N 433-З «Об основах административных процедур».
Для оформления дубликата пенсионного удостоверения пенсионеру нужно представить:
- заявление с указанием причин утраты удостоверения или приведения его в негодность;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- пришедшее в негодность удостоверение (если оно пришло в негодность);
- одну фотографию размером 30 x 40 мм.
Дубликат удостоверения выдадут пенсионеру в течение 10 дней со дня регистрации заявления.
Пенсионное удостоверение и его дубликат выдаются органом Фонда по месту назначения досрочной профессиональной пенсии.
Обе процедуры для пенсионера бесплатные.
Отдел профессионального пенсионного страхования
Минского городского управления Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь