Градостроительная, архитектурная и строительная деятельность на территориях усадебной жилой застройки
Пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2017 г. № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» (далее - Указ) установлено, что «землепользователи до принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества имеют право пользоваться земельными участками, эксплуатировать и улучшать расположенные на них объекты недвижимого имущества без учета установленных градостроительными регламентами ограничений в отношении территорий перспективного развития населенных пунктов (территорий, подлежащих реконструкции, трансформации)».
То есть, до изъятия земельного участка для государственных нужд и сносе расположенном на нем строений землепользователям разрешается пользоваться земельными участками и проводить реконструкцию существующих на них объектов недвижимости в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов, т.е. улучшать состояние существующих строений.
Землепользователи до предстоящего изъятия земельного участка для государственных нужд и сноса объектов недвижимости на основании решений, принятых местными исполнительными и распорядительными органами, имеют право осуществлять:
- перепланировку жилых помещений;
- устройство жилой мансарды в габаритах существующего чердачного пространства;
- пристройку санузла, ванной, топочной;
- тепловую реабилитацию ограждающих конструкций жилых домов;
- возведение построек (веранда, терраса, беседка, крыльцо, навес);
- устройство пандусов для физически ослабленных лиц;
- подключение к инженерным сетям (водо-, электро-, газоснабжения, канализации, связи);
- возведение капитальных хозяйственных построек (гаража площадью не более 25.0 м, сарая для хранения хозяйственного инвентаря и топлива площадью не более 15.0 м, бани площадью не более 12.0 м);
- реконструкцию существующих жилых домов и строений.
Требования Указа не устанавливают осуществление нового строительства на таких земельных участках с изменением их целевого назначения.
Есть два основных вида правонарушений земельного законодательства:
- самовольное занятие земельного участка;
- нецелевое использование предоставленного земельного участка.
Учитывая, что с 2016 года пустые земельные участки в г. Минске не предоставляются, самовольное занятие может возникнуть либо при возведении капитального строения (здания, сооружения) или установки забора, либо при совершении сделки с недвижимым имуществом.
Во избежание такого нарушения перед строительством постройки или ограждения рекомендуется восстановить границы земельного участка, заключив договор со специализированной организацией.
Также рекомендуется восстанавливать границы земельного участка при совершении сделки с недвижимым имуществом, например, купли-продажи, мены, дарения. В случае принятия в дар жилого дома в частном секторе к одариваемому лицу автоматически переходит право на земельный участок, на котором расположен дом. Прежние собственники дома могли установить забор не в соответствии с зарегистрированной границей участка, и данное правонарушение перейдет к новому собственнику. Согласно законодательству спрос будет с нового землепользователя.
Что бы не оказаться в подобной ситуации, границу земельного участка необходимо «проверять». Хотя процедура восстановления границ платная, но такое действие предупредит будущего землепользователя о возможном нарушении земельного законодательства и о необходимости его устранения. В случае со сделкой купли-продажи данное бремя можно возложить на продавца.
Рассмотрим второй случай: нецелевое использование предоставленного земельного участка.
Многие собственники жилых домов в индивидуальной застройке не знают, что при осуществлении ремесленной и предпринимательской деятельности в жилых домах, квартирах блокированных жилых домов, нежилых постройках необходимо получать разрешение Минского горисполкома. А в случае использования помещения не по назначению – ещё и разрешение администрации района.
Например, при сдаче комнаты под офис без указанных разрешений возникает нецелевое использование предоставленного земельного участка и нарушение правил пользования жилыми помещениями.
За рассмотренные нарушения (самовольное занятие земельного участка и нецелевое использование предоставленного земельного участка) предусмотрена административная ответственность!
Во избежание правонарушений в сфере земельного законодательства необходимо придерживаться данных рекомендаций.
Согласно пункту 5 статьи 58 Кодекса Республики Беларусь о земле не требуются изъятие земельных участков из земель общего пользования населенных пунктов и предоставление этих участков для проведения работ по благоустройству, воссозданию элементов благоустройства, размещению малых архитектурных форм на землях общего пользования населенных пунктов, осуществляемых без изменения вида и (или) категории земель.
Проведение таких работ осуществляется на основании утвержденной проектной документации и решения местного исполнительного комитета о разрешении их проведения.
В случае отсутствия такого решения, заинтересованным лицам, допустившим нарушения земельного законодательства в части размещения элементов благоустройства на землях общего пользования г.Минска следует обратится в администрацию Партизанского района г. Минска (г.Минск, ул. Захарова, 53, каб. 315) с заявлением о согласовании размещения на землях общего пользования г.Минска элементов благоустройства, примыкающих к строениям (сооружениям) и (или) являющимися обособленными элементами, без предоставления земельных участков при условии обеспечения общего доступа на них.
Заявление на благоустройство земельного участка (скачать .docx)