;p
  220088, Минск, ул. Захарова, 53  
  admpart@minsk.gov.by
 
пн-чт 845 - 1300; 1400 - 1800
пт 845 - 1300; 1400 - 1645
сб-вс выходной

все контакты

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, регулирующего вопросы закупок товаров (работ, услуг), является одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры. Особое внимание уделяется соблюдению требований при использовании государственных средств, выделяемых на закупку товаров (работ, услуг).
Государственная закупка – приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абз. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон)).

Для отнесения к государственным закупкам необходимо наличие 2 признаков:
• закупка должна осуществляться полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов;
• закупка должна осуществляться лицом, определенным в качестве получателя бюджетных средств.
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 18 Закона заказчик обязан ежегодно утверждать годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещать его на официальном сайте http://www.icetrade.by (далее – официальный сайт).
В годовой план государственных закупок должна включаться информация обо всех товарах, работах и услугах, проведение процедур государственных закупок которых планируется заказчиком в течение года, вне зависимости от стоимости планируемых закупок. Исключений из данного правила Закон не содержит.
Заказчик вправе вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в порядке, в котором годовой план государственных закупок был утвержден. Изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок в течение 15 календарных дней со дня их принятия подлежат размещению на официальном сайте (ч. 2 п. 2 ст. 18 Закона).
С 1 января 2013 г. установлены следующие виды процедуры закупок, обязательные при закупке любых товаров (работ, услуг) независимо от стоимости и иных факторов:
• открытый конкурс;
• закрытый конкурс;
• электронный аукцион;
• процедура запроса ценовых предложений;
• процедура закупки из одного источника;
• биржевые торги (ст. 17 Закона).
Отличие нового перечня процедур закупок от ранее действовавшего состоит в том, что исключена процедура оформления конкурентного листа, а также к процедурам закупок отнесены биржевые торги и электронный аукцион.
При организации и проведении следующих видов закупок заказчиком (организатором) создается комиссия:
• открытый конкурс;
• закрытый конкурс;
• электронный аукцион;
• процедура запроса ценовых предложений.
Порядок закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
Выборочной проверкой соблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы закупок товаров (работ, услуг), на одном из предприятий, расположенном на территории Партизанского района, выявлен ряд грубых нарушений.
Так, годовой план государственных закупок на 2014 год размещен на официальном сайте 14.03.2014. В плане отмечено, что перечисленные в нем закупки проводились в период с 01.03.2014 по 31.12.2014, что свидетельствует о наличии финансирования по указанным закупкам до 08.03.2014.
В нарушение ч. 4 подп. 2.1 п. 2 постановления № 229 утвержденный предприятием Порядок закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств не размещен в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в течение трех рабочих дней после его утверждения.
Постановлениями, вынесенными прокурором района, за нарушения организации государственных закупок товаров (работ, услуг), выразившиеся в несоблюдении правил размещения информации о государственных закупках, и нарушении требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридического лица ответственные должностные лица привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.16 и ст. 11.77 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях соответственно и подвергнуты административному взысканию в виде штрафа.
Кроме того, руководителю предприятия прокурором района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, регулирующего вопросы закупок товаров (работ, услуг), причин и условий им способствующих. По результатам рассмотрения которого 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В условиях постоянно преобразующейся системы государственных закупок товаров (работ, услуг) руководители предприятий должны постоянно осуществлять контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

МАРКОВСКАЯ Наталья Геннадьевна
помощник прокурора Партизанского района г.Минска юрист 2-го класса

Моя республика МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

Информационные ресурсы Республики Беларусь