;p
  220088, Минск, ул. Захарова, 53  
  admpart@minsk.gov.by
 
пн-чт 845 - 1300; 1400 - 1800
пт 845 - 1300; 1400 - 1645
сб-вс выходной

все контакты

  От рациональной организации и контроля за состоянием дебиторской задолженности во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение.

 Дебиторская задолженность организаций составляет значительную часть активов. В связи с этим управление дебиторской задолженностью – важная составляющая краткосрочной финансовой политики организации. Поэтому при  формировании кредитной политики организации важно определить предельно допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для организации, так и по каждому клиенту.

Наличие по бухгалтерскому учету организаций просроченной дебиторской задолженности свидетельствуют об отсутствии  контроля за финансовой дисциплиной дебиторов, правильным и своевременным документооборотом  с контрагентами по взысканию дебиторской задолженности, а именно: досудебное (судебное) урегулирование спора, который разрешается при наличии  подтверждающих задолженность дебитора (акт сверки взаимных расчетов, договоры и накладные, платежные поручения, свидетельствующие о неполной оплате, иные документы), а также документов, свидетельствующих о сроке исполнения обязательств и пропуске такого срока дебитором (договор и дополнительное соглашение к нему, а если в договоре срок оплаты не предусмотрен или договор отсутствует – по общему правилу копия письменного требования об уплате суммы долга, которое не исполнено дебитором в семидневный срок со дня поступления, и почтового уведомления, в котором имеется срок получения дебитором этого требования, согласно п.2 ст.295 ГК).

Так, к примеру, в одной из организаций, расположенной на территории Партизанского района г.Минска, просроченная дебиторская задолженность по состоянию на 31.12.2014 составила более 18 млрд. рублей. Это  99% всего объема дебиторской задолженности анализируемой организации,  из которой 35% - задолженность с истекшим сроком давности.

Предоставляя услуги (денежные средства), при наличии непогашенной дебиторской задолженности, организация увеличивает  дебиторскую задолженность и ухудшает свое финансовое положение, поскольку большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, т.е. отрицательно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь.

Систематическое неисполнение контрагентами условий заключенных с субъектами хозяйствования договоров, ненадлежащее оформление договорных обязательств, непринятие ответственными должностными лицами организаций мер по надлежащему исполнению обязательств сами по себе создают необоснованные предпочтения, льготы и привилегии юридическим лицам – должникам организации.

Подобное положение дел способствует созданию условий и предпосылок для коррупционных проявлений, значительные финансовые потери, которые несут субъекты хозяйствования в результате неоплаты дебиторской задолженности, и судебные тяжбы.

Таким образом, бесхозяйственное отношение к ресурсам предприятия, в данном случае оборотному капиталу, становится негативным фактором для развития и совершенствования технологического состояния субъекта хозяйствования, а несвоевременно возвращенные деньги отрицательно влияют на финансовые вложения в дальнейшее развитие производственной отрасли, стабильность работы организации в целом. Вместе с тем, ссылки на финансово-экономическую ситуацию,  не могут оправдывать ненадлежащее исполнение обязательств по сделкам.

Кроме того,  в статье 20 Закона Республики Беларусь  от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией» указано, что правонарушением, создающим условия для коррупции, является оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических и юридических лиц либо оказание содействия в их предоставлении.

В соответствии с законодательством, за совершение указанных правонарушений, создающих условия для коррупции, государственные должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной либо уголовной ответственности.

МАРКОВСКАЯ Наталья Геннадьевна

помощник прокурора Партизанского района г.Минска  юрист 2-го класса

 

Моя республика МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

Информационные ресурсы Республики Беларусь