Анализ проводимой в республике работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда показывает, что во многих организациях со стороны нанимателей не всегда принимаются должные меры по обеспечению требований безопасности, установленных законодательством и нормативными правовыми актами по охране труда, а также по соблюдению работниками трудовой и производственной дисциплины.
Одним из распространенных видов работ, при выполнении которых работники получили травмы, являются погрузочно-разгрузочные работы.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых погрузочно-разгрузочными работами, регламентируется Межотраслевыми правилами по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.01.2018 № 12 (Межотраслевые правила) и Типовой инструкцией по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.01.2018 № 10.
Безопасность проведения погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена путем выбора способа проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций; подготовкой места проведения погрузочно-разгрузочных работ; применением работающими средств индивидуальной защиты, а также при необходимости средств коллективной защиты; а так же проведением медицинского осмотра работающих, инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.
При организации работ, связанных с подъемом и перемещением грузов вручную, необходимо учитывать параметры, характеризующие тяжесть и напряженность труда, установленные Санитарными нормами и правилами «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2012 № 211.
На работах с применением женского труда должны соблюдаться требования постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную».
На работах с применением труда несовершеннолетних должны соблюдаться требования постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную».
В соответствии с пунктом 11 Межотраслевых правил для организации и обеспечения безопасности труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ работодатель, предоставляющий работу гражданам по трудовым договорам, приказом (распоряжением) назначает должностное лицо (должностных лиц), ответственное (ответственных) за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.
Данное должностное лицо организует и обеспечивает безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ; выбирает безопасные способы погрузки, разгрузки грузов; указывает работающим место складирования грузов; проводит с работающими целевой инструктаж по охране труда при выполнении ими разовых работ по погрузке, разгрузке, не связанных с их прямыми обязанностями, а также перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ, на которые оформляется наряд-допуск; обеспечивает выполнение предусмотренных нарядом-допуском мероприятий; принимает меры по устранению возникшей опасности, а при необходимости обеспечивает эвакуацию работающих из опасной зоны при возникновении опасности для их жизни и здоровья, прекращает погрузочно-разгрузочные работы; выполняет иные мероприятия по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ, предусмотренные Межотраслевыми правилами и другими нормативными правовыми актами.
К проведению погрузочно-разгрузочных работ допускаются работающие, прошедшие в случаях и порядке, установленных законодательством, медицинский осмотр, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются на специально отведенных погрузочно-разгрузочных площадках с твердым основанием, обеспечивающим устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.
На площадке для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.
При промежуточном складировании грузов должны применяться конструкции и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность крепления уложенных грузов.
Места проведения погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности.
В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно-разгрузочные работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений высотой, равной высоте пола транспортного средства.
В случае разности высот пола транспортных средств необходимо применять мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых при максимальной нагрузке не должен превышать 0,02 м и имеющие упоры для исключения их смещения.
Стационарные сооружения для погрузки, разгрузки автомобильного транспорта оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию безрельсового напольного транспорта.
Площадки и подходы к ним должны быть очищены от мусора, посторонних предметов. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и тому подобное содержались в состоянии, исключающем возможность скольжения работающих и других лиц, были очищены от снега, льда, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.
Не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы на пути движения транспортных средств, а также в местах переходов и переездов.
При проведении погрузочно-разгрузочных работ не допускается применять неисправные, не соответствующие по грузоподъемности и характеру груза подъемно-транспортное оборудование, средства механизации, приспособления для грузоподъемных операций, инструмент.
В случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза подъем груза производится только при непосредственном руководстве уполномоченного должностного лица работодателя.
Безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза в таре обеспечивается содержанием тары в исправном состоянии и правильным ее использованием.
Поднятие и перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе необходимо производить с помощью погрузочно-разгрузочного оборудования.
Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизировано.
Для обеспечения безопасной погрузки, разгрузки, перемещения грузов с помощью подъемно-транспортного оборудования должны быть разработаны схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы.
Строповку крупногабаритных грузов (металлических, железобетонных конструкций и другого) необходимо проводить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.
Перед подъемом и перемещением груза проверяется устойчивость груза и правильность его строповки.
Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться под непосредственным руководством и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.
Железнодорожный подвижной состав, поставленный под погрузку, разгрузку, закрепляется при помощи тормозных башмаков, подкладываемых под колеса с обеих сторон, и ограждается сигналами безопасности. Автомобильный транспорт закрепляется при помощи противооткатных устройств.
Размещение грузов на стеллажах следует производить с учетом предельно допустимой нагрузки на каждую полку. Каждый стеллаж должен быть надежно закреплен, иметь инвентарный номер и надписи о предельно допустимой нагрузке на каждой полке или на щите, прикрепленном к стеллажу.
Не допускается укладка грузов на неисправные стеллажи, подмости, беспорядочное складирование грузов.
Грузы должны укладываться так, чтобы исключалась опасность их падения и опрокидывания и при этом обеспечивались доступность и безопасность их выемки.
В целях обеспечения безопасности при поведении погрузочно-разгрузочных работ и недопущения случаев производственного травматизма Департамент государственной инспекции труда полагает целесообразным обратить внимание работодателей на необходимость:
- назначить ответственных специалистов за проведение погрузочно-разгрузочных работ;
- соблюдать порядок обучения и периодической проверки знаний инструкций у персонала, участвующего в погрузочно-разгрузочных работах;
- ужесточить спрос за соблюдением работниками требований по охране труда, трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
- не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работников, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, не прошедших инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующих выданные им средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших обязательные медицинские осмотры (освидетельствования).
В 2024 году в городе Минске наблюдается резкий рост электротравматизма на производстве. Так, на промышленных предприятиях города Минска в феврале 2024 года произошло 2 несчастных случая со смертельным исходом, связанных с воздействием электрического тока.
Анализ обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с воздействием электрического тока, показывает, что причиной электротравматизма на производстве является невыполнение и незнание персоналом потребителей электрической энергии требований нормативных правовых актов и технических правовых актов, регламентирующих производство работ в электроустановках в том числе: ТКП 427-2022 «Электроустановки. Правила, по обеспечению безопасности при эксплуатации», ТКП 181-2009 «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правила устройства электроустановок» (шестое издание), «Типовая инструкция по охране труда при работе с ручным электромеханическим инструментом».
Кроме того, в числе причин - формальное проведение инструктажей, проведение работ без применения электрозащитных средств (либо применение неиспытанных), слабый контроль со стороны работников, ответственных за безопасность производства работ в действующих электроустановках, а также самовольное действие пострадавших, личная неосторожность пострадавших и низкая производственная дисциплина.
Большая часть несчастных случаев происходит из-за низкого уровня организации работ, грубых нарушений Правил, в том числе:
расширение рабочего места и самовольное выполнение не порученных работ;
непосредственного прикосновения к открытым токоведущим частям и проводам - прямое прикосновение;
прикосновение к металлическим частям оборудования, случайно оказавшихся под напряжением - косвенное прикосновение.
На основании вышеизложенного рекомендуем:
исключить формализм при проведении всех видов инструктажей, присвоений и подтверждений групп по электробезопасности. При присвоении (подтверждении) групп но электробезопасности особое внимание уделять знанию персоналом организационных и технических мероприятий по безопасному выполнению работ в электроустановках, необходимых норм комплектования средствами защиты, правил их применения и периодичности испытаний, мер по освобождению пострадавшего от действия электрического тока;
организовать постоянную работу по информированию персонала организации об опасности электрического тока, о последствиях несанкционированного проникновения в электроустановки;
техническим руководителям осуществлять постоянный контроль за проведением всех видов инструктажей с опросом проинструктированного персонала по вопросам, которые были освещены в инструктаже;
осуществлять перед допуском к работе проверку электротехнического персонала на предмет алкогольного и наркотического опьянения;
при наличии внутреннего радио организовать периодические радиосообщения по вопросам электробезопасности.
В связи со сложившейся метеорологической обстановкой, требующей выполнения работ по очистке территории, крыш, карнизов зданий и сооружений от снега и льда и в целях профилактики и недопущению случаев травмирования работающих, администрация Партизанского района г.Минска считает необходимым руководителям организаций обратить внимание на соблюдение следующих мер безопасности:
работы по очистке крыши строения (здания, сооружения), относящиеся к работам с повышенной опасностью, проводить по наряду-допуску;
к работам по техническому обслуживанию зданий допускать работников не моложе 18 лет, имеющих соответствующую профессиональную подготовку по видам выполняемых работ, прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;
техническое обслуживание кровель и устройств на них производить под руководством лица, ответственного за безопасное проведение этих работ;
работающих по трудовым договорам обеспечивать необходимыми средствами индивидуальной защиты, в том числе при работе в неблагоприятных температурных условиях и выполнении работ на высоте;
опасные зоны возможного падения снега и льда ограждать, закрывать проход для пешеходов и проезд для транспортных средств;
дверные проемы со стороны очищаемой от снега кровли запирать или внутри лестничных клеток, арок, ворот выставлять дежурных для предупреждения людей об опасности;
осмотр, очистку кровель производить в сухую погоду с соблюдением требований безопасности. К осмотру и очистке кровель привлекать лиц, допущенных к выполнению работ на высоте;
для очистки кровли применять деревянные лопаты или скребковые устройства. Очистку снега производить в валяной или резиновой обуви;
сбрасывать снег с крыш только в дневное время. В случае необходимости проведения указанных работ в вечернее или ночное время место работы и подходы к нему должны быть хорошо освещены;
снятие наледи и сосулек с краев крыш и у водосточных труб производить с автогидроподъемников (автовышек) специальным приспособлением (крючком);
прекращать работы на высоте и открытом воздухе, выполняемые непосредственно с конструкций, перекрытий, при изменении погодных условий с ухудшением видимости, при гололеде, сильном ветре, снегопаде и выводить работников с места работы;
не допускать работу на крыше одному работающему, выход в гололед или при скорости ветра 15 м/с и более, передвижение по крыше здания с уклоном более 20 градусов без предохранительного пояса и страхующего троса, прикрепленного к надежной опоре;
обеспечить содержание территории в чистоте, очищать ее от снега и льда с проведением противогололедных мероприятий;
при использовании территории, здания (помещения), сооружения несколькими работодателями составить письменное соглашение об обязанностях по обеспечению ими требований по охране труда.
"Еще раз о работах на напольном безрельсовом транспорте"
При проведении проверок, мониторингов соблюдения законодательства об охране труда, специальных расследований несчастных случаев на производстве выявляется большое количество нарушений законодательства об охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек.
Так наиболее частыми нарушениями при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек являются:
- не своевременное проведение технического обслуживания и ремонта напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
- допуск к управлению напольным безрельсовым транспортом, техническому обслуживанию и ремонту напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек лиц, не прошедших в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
- эксплуатация напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в неисправном состоянии, при несоответствии эксплуатационным документам;
- движение напольного безрельсового транспорта в производственных помещениях с выключенными фарами;
- перевоз водителями погрузчика на напольном безрельсовом транспорте работающих и других лиц; транспортировка груза волоком; нахождение напольного безрельсового транспорта в проездах, проходах, на уклонах и др.
Вышеуказанные нарушения явились причинами большого количества несчастных случаев, которые привели к тяжелым производственным травмам, а некоторые и к смертельному исходу.
Следует отметить, что работы, выполняемые с использованием грузоподъемного оборудования, и погрузочно-разгрузочные работы с применением средств механизации относятся к работам с повышенной опасностью.
При выполнении работ при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек следует руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (ред. от 30.12.2010), а также иными нормативно-правовыми актами.
Соблюдение требований законодательства об охране труда – это обязанность не только работодателей, но и каждого работающего.
И.В. Мацкевич,
главный государственный инспектор
отдела надзора за соблюдением законодательства об охране труда
Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
тел. 220 26 73
"Еще раз о работах на высоте"
В связи с выявлением большого количества нарушений законодательства об охране труда в части допуска работников к выполнению работ на высоте, считаем необходимым напомнить, что к выполнению работ на высоте допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр без противопоказаний к выполнению работ на высоте, имеющие профессиональные навыки, прошедшие в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работ, инструктажи, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда и получившие соответствующее удостоверение.
Также при выполнении работ на высоте работник должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а при необходимости средствами коллективной защиты. Наниматель обязан не допускать выполнение работ на высоте без применения работниками необходимых средств индивидуальной защиты.
Справочно: работы на высоте - работы, при которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более.
Следует отметить, что требования по допуску к выполнению работ на высоте распространяются не только на трудовые отношения, а также на гражданско-правовые.
При выполнении работ на высоте следует руководствоваться Правилами охраны труда при работе на высоте, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52 (ред. от 19.11.2007), а также иными нормативно-правовыми актами.
И.В. Мацкевич,
главный государственный инспектор
отдела надзора за соблюдением законодательства об охране труда
Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
тел. 220 26 73
"Типичные нарушения законодательства об охране труда при ремонте автомобилей"
При проведении мониторингов, обследований по соблюдению законодательства об охране труда в организациях, оказывающих услуги по ремонту автомобилей, зачастую выявляется большое количество нарушений.
Наиболее часто встречающимися организационными нарушениями являются:
- допуск к выполнению работ по ремонту автомобилей работников без обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний по вопросам охраны труда;
- не проведение обязательных медицинских осмотров работающих;
- не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
- отсутствие уголков по охране труда (не информирование работников о состоянии охраны труда на рабочих местах, существующих рисках для их здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда);
- не своевременное проведение осмотров и ремонта оборудования, инструмента;
- выполнение огневых работ без выдачи наряда-допуска на производство работ повышенной опасности, т.е. без осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством.
При выполнении работ по ремонту автомобилей допускаются следующие нарушения:
- допуск работников к выполнению работ без применения ими средств индивидуальной защиты;
- в зоне ремонта транспортных средств допускается хранение отработанного масла, порожней тары из-под топлива, смазочных материалов.
- у пультов управления подъемниками, на которых вывешены транспортные средства, не вывешиваются предупреждающие таблички с надписью «НЕ ВКЛЮЧАТЬ! ПОД ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ РАБОТАЮТ ЛЮДИ!».
- подъем транспортных средств проводится не под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными механизмами.
- эксплуатируются неиспытанные подъемники и подставки.
- применяется слесарный, слесарно-сборочный, столярный инструмент, на поверхностях которого имеются вмятины, забоины, заусенцы, наклеп, трещины и иные дефекты.
- транспортные средства, установленные на пост ТО и Р, не закрепляются путем установки не менее двух противооткатных упоров под его колеса;
- при выполнении работ с использованием инструмента ударного действия для защиты глаз работающих от отлетающих осколков не применяются защитные очки;
- лестницы, применяемые при уборке транспортных средств, эксплуатируются не в соответствии с требованиями безопасности при работе на высоте, и не содержатся в исправном состоянии;
- при выполнении работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, не применяются лежаки;
- полы помещений, осмотровых канав, не содержатся в чистоте, имеют сколы, выбоины и др.
Изложенные факты свидетельствуют о том, что руководители отдельных организаций не обеспечивают соблюдение охраны труда в соответствии с требованиями законодательства. Более того, проводимая организационная работа недостаточно направлена на человеческий фактор.
Напоминаем, что при выполнении работ при эксплуатации и ремонте транспортных средств следует руководствоваться Межотраслевыми общими правилами по охране труда, утверждёнными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 03.06.2003 №70 (ред. от 30.09.2011), Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04 12.2008 № 180/128 (ред. от 03.12.2014), государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.03.2011 № 14 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», а также иными нормативно-правовыми актами.
Правильная организация работ со стороны должностных лиц и неукоснительное соблюдение требований по охране труда при их выполнении со стороны работников, должно стать приоритетным направлением в системе мер по профилактике производственного травматизма.
Илона Викторовна Мацкевич,
главный государственный инспектор
отдела надзора за соблюдением законодательства об охране труда
Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
тел. 220 26 73
«Рейтинги причин и видов несчастных случаев и наиболее опасных производств в организациях г.Минска»
Рейтинг причин несчастных случаев на производстве со смертельным исходом:
невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (26,3 %);
нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины (21,1 %);
неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (10,5 %).
Рейтинг причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями:
невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (32 % от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями);
личная неосторожность потерпевших (23 %);
грубое нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда (33%);
нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда (20 %);
неприменение работником СИЗ (2%);
нарушение правил дорожного движения (3%);
нарушение другим работником требований инструкции по охране труда (2%);
дорожно-транспортные происшествия (7%).
Основные виды несчастных случаев на производстве:
воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей;
дорожно-транспортные происшествия;
падение с высоты;
воздействие электрического тока.
Основные виды деятельности, подверженные производственному травматизму:
строительство;
машиностроение;
оказание транспортных услуг.
При несчастном случае, произошедшем на производстве, потерпевший (по возможности) или очевидец должен:
принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказать ему первую помощь, по телефону 103 вызнать на место происшествия медицинских работников, которые в случае необходимости доставят потерпевшего в организацию здравоохранения;
немедленно сообщить о происшествии руководителю работ или ответственному сопровождающему лицу;
обеспечить сохраните обстановки на месте происшествия, а если это невозможно, зафиксировать обстановку путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
Последовательность оказания первой помощи:
устранить воздействие на потерпевшего повреждающих факторов, угрожающих здоровью и жизни потерпевшего, оценить его состояние; определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу для жизни потерпевшего;
выполнить необходимые мероприятия по спасению потерпевшего в порядке срочности (наложить повязку, иммобилизировать место перелома и т.д.);
поддерживать основные жизненные функции потерпевшего до прибытия медицинского работника или принять меры для транспортировки потерпевшего в учреждение здравоохранения.
Вопросы, связанные с отказом страхователя, организации от проведения расследования несчастного случая на производстве, составления актов формы Н-1, формы Н-1АС или формы НП (включая непризнание факта несчастного случая) или несогласием потерпевшего либо лица, представляющего его интересы, лица, допустившего нарушения актов законодательства, технических нормативных правовых актов, обязательных для соблюдения, локальных правовых актов, приведшие к несчастному случаю, страховщика с содержанием указанного акта из-за несоответствия изложенных в нем обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам или изложенных в нем выводов, рассматриваются по их заявлению Департаментом государственной инспекции труда (далее - Департамент), его обособленными территориальными подразделениями или в суде.
Заявление о рассмотрении вопросов, указанных в части первой настоящего пункта, может быть подано в трехмесячный срок со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При выявлении факта сокрытия несчастного случая от расследования и учета и других нарушений Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Департамент выдает страхователю требование о проведении расследования несчастного случая в установленном законодательством порядке, а также устранения других нарушений.
При необходимости государственный инспектор труда проводит расследование несчастного случая на производстве и по результатам расследования составляет заключение.
Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае на производстве может быть обжаловано организацией, которой взят на учет несчастный случай на производстве, страхователем, потерпевшим или лицом, представляющим его интересы, страховщиком, лицами, допустившими нарушения актов законодательства, технических нормативных правовых актов, обязательных для соблюдения, локальных правовых актов, приведшие к несчастному случаю, в порядке подчиненности у начальника межрайонного отдела, областного или Минского городского управления Департамента, директора Департамента (лиц, исполняющих их обязанности) в течение трех месяцев с даты его составления или в суде в соответствии с законодательством.
Подача страхователем жалобы не является основанием для неисполнения им заключения государственного инспектора труда.
Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае может быть отменено в порядке подчиненности решением начальника межрайонного отдела, областного или Минского городского управления Департамента, директора Департамента (лиц, исполняющих их обязанности) или судом.
Лестницы являются важным вспомогательным инструментом для представителей большинства профессий. Это распространенное средство, которое предназначено для подъема на необходимую высоту, чтобы выполнить ту или иную работу.
Их используют строители, работники сельского хозяйства, подсобные рабочие и другие.
Многие применяют лестницы в своей ежедневной работе, и зачастую отношение к требованиям безопасности пренебрежительное. И это главная причина несчастных случаев.
В результате падения работники получают различные травмы туловища, головы и конечностей, хотя высота в большинстве случаев незначительна. К сожалению, есть случаи и со смертельным исходом.
Как показывают результаты расследований, несчастные случаи при использовании приставных лестниц происходят из-за:
соскальзывания лестницы с места опоры;
несоответствия самих лестниц требованиям безопасности;
потери потерпевшим равновесия при нахождении на ней.
Основные требования, предъявляемые к лестницам и стремянкам, определены:
Правилами охраны труда при работе на высоте (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. №52);_
Правилами по охране труда при выполнении строительных работ (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. №24/33).
Если требованиями безопасности пренебрегать, то вероятность несчастного случая довольно велика. Как показывает статистика, в 2023 г. только при эксплуатации приставных лестниц травмировано 25 работников, 2 из которых погибли.
ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЕСТНИЦ
эксплуатировать можно только лестницы, прошедшие испытания (деревянные - 1 раз в полгода, а металлические - 1 раз в год);
при использовании лестниц и стремянок на гладких опорных поверхностях, таких как плитка, бетон, паркет и др., необходимо использовать башмаки из резины или другого нескользящего материала;
при работе с приставной лестницы на высоте более 1,3 м необходимо применять предохранительный пояс, прикрепляемый к конструкции сооружения или к лестнице (при условии ее крепления к строительной или другой конструкции);
длина приставных деревянных лестниц должна быть не более 5 м;
ступени деревянных лестниц врезаются в тетиву и через каждые 2 м скрепляются стяжными болтами диаметром не менее 8 мм;
ширина приставной лестницы и стремянки вверху должна составлять не менее 0,3 м, внизу - не менее 0,4 м;
расстояние между ступенями лестниц должно быть от 0,3 до 0,35 м, а расстояние от первой ступени до уровня установки - не более 0,4 м.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ;
устанавливать приставные лестницы под углом более 75° к горизонтали без дополни¬тельного крепления их верхней части;
применять лестницы, сбитые гвоздями, без скрепления тетив болтами и врезки ступенек в тетивы.
К строповке грузов допускаются работающие не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую профессиональную подготовку, в т.ч. по вопросам охраны труда (и получившие свидетельство (удостоверение) установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии), предварительный при приеме на работу и периодические медицинские осмотры (и признанные годными по состоянию здоровья), проверку знаний по вопросам промышленной безопасности при выполнении работ на опасном производственном и (или) с потенциально опасным объекте, а также инструктаж, стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда.
В соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности проверка знаний стропальщиков по данным вопросам может быть:
первичной - перед допуском к выполнению работ или самостоятельной работе на конкретном объекте субъекта промышленной безопасности; при переводе на работу к другому субъекту перед допуском к выполнению работ или самостоятельной работе;
периодической - не реже одного раза в 12 месяцев;
внеочередной:
по требованию Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, государственных органов, уполномоченных на управление деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему) субъектов промышленной безопасности, и лиц, ответственных за производственный контроль, в случаях выявления нарушений, создающих угрозу промышленной безопасности, причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде - в сроки, установленные указанным Департаментом, государственными органами и лицами, ответственными за производственный контроль;
при перерыве в работе по профессии более одного года - перед допуском к выполнению работ или самостоятельной работе.
Все виды проверки знаний работающие проходят в комиссии субъекта промышленной безопасности, его структурном подразделении, в т.ч. обособленном. Также в ней проходят проверку лица, которые привлекаются в качестве преподавателей для проведения теоретической подготовки работников субъекта в соответствии с Инструкцией о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности.
В случае невозможности создания комиссии (недостаточное количество работников, которые могут являться ее членами) проверка знаний стропальщиков проводится:
первичная - в комиссии по промышленной безопасности учреждения образования, где проводится обучение рабочих;
периодическая и внеочередная - в комиссии субъекта, осуществляющего аналогичную деятельность в области промышленной безопасности, или в комиссии указанного выше учреждения образования.
К проверке знаний допускаются работающие, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную документами об образовании (обучении).
Результаты проверки оформляют протоколом по установленной форме.
Стропальщикам, связанным с ведением работ с грузоподъемными кранами, на которые распространяется действие Правил, прошедшим проверку знаний, выдают удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов установленной формы в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи удостоверения на право обслуживания потенциально опасных объектов.
При прохождении периодической проверки знаний срок действия удостоверения продлевают либо выдают новое.
В соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда стропальщики проходят:
инструктаж по охране труда - вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой с регистрацией в журналах регистрации инструктажей или личной карточке по охране труда (в случае ее применения);
стажировку продолжительностью в зависимости от квалификации работников и видов выполняемых ими работ не менее двух рабочих дней (смен) - при принятии или переводе на работы с повышенной опасностью, опасные производственные и (или) потенциально опасные объекты либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года, для допуска к самостоятельной работе с регистрацией в журнале или личной карточке;
проверку знаний по вопросам охраны труда (после прохождения стажировки) - в комиссиях, которые создаются работодателями в соответствии с п. 7 Положения о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда.
Итоги прохождения проверки отражают в соответствующем протоколе, а также вносят в личную карточку.
К самостоятельной работе стропальщики допускаются после положительного прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда и последующего оформления приказа (распоряжения) руководителя организации (структурного подразделения) об их допуске.
Периодическая проверка знаний по вопросам охраны труда для работающих, занятых на работах с повышенной опасностью, а также на опасных производственных и (или) потенциально опасных объектах, проводится не реже одного раза в 12 месяцев.
Стропальщики, занятые на работах с применением мостовых, козловых, башенных и портальных кранов, проходят:
предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в соответствии с Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих;
предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр или освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в соответствии с постановлением «О предсменном (перед началом работы, смены) медицинском осмотре и освидетельствовании работников».
С 26 января 2024 г. начала действовать новая редакция Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30 (далее - Правила).
Изменения внесены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2024 г. № 36 (далее - постановление № 36).
Документ претерпел существенные изменения, необходимость которых была продиктована анализом практики расследований несчастных случаев, а также приведением Правил в соответствие с другими законодательными и иными НПА. Рассмотрим некоторые из них.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Прежде всего, расширен понятийный аппарат (п. 2 Правил). Соответствие определениям, установленным в законах Республики Беларусь, призвано способствовать единообразному пониманию и применению понятий.
Понятия «состояние алкогольного опьянения»; «состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ» в Правилах получили такое же значение, как и в Инструкции о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работников и Инструкции о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работников (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. N 116/119).
Нахождение работника в любом из таких состояний, если оно содействовало причинению вреда его здоровью либо смерти или увеличению размера этого вреда либо стало единственной причиной повреждения здоровья, является основанием для квалификации действий потерпевшего как грубой неосторожности либо признания повреждения здоровья не страховым случаем.
Вышестоящая организация определена как организация, уполномоченное должностное лицо которой от ее имени заключает трудовой договор с руководителем страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В ином случае организация не рассматривается как вышестоящая.
Введены понятия «неосторожность» и «грубая неосторожность» - с четкими и конкретными формулировками, которые описывают действия потерпевшего.
Понятие «грубая неосторожность» неприменимо к случаям травмирования работников в период прохождения ими стажировки по вопросам охраны труда или до первичной проверки знаний по вопросам охраны труда, а также при отсутствии у потерпевшего допуска к самостоятельной работе.
Микротравма - производственная травма, не вызвавшая у застрахованного потери трудоспособности или необходимости перевода в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии на другую (более легкую) работу.
Групповой несчастный случай - событие, в результате которого одновременно два и более работающих одного страхователя получили повреждения здоровья, повлекшие необходимость их перевода на другую работу, временную (не менее одного дня) или стойкую утрату ими профессиональной трудоспособности либо смерть.
К групповому относится несчастный случай, при котором одновременно получили повреждения здоровья работающий по трудовому договору и работающий по гражданско-правовому договору.
Несчастный случай, при котором одновременно пострадали работники разных страхователей, не рассматривается как групповой.
Потерпевший - застрахованный, повреждение здоровья либо смерть которого вызваны несчастным случаем.
Заболевший - застрахованный, повреждение здоровья либо смерть которого вызваны профессиональным заболеванием.
Транспорт - включает перечисление всех средств, которые могут быть использованы для передвижения работника.
Исключены термины «трудовое увечье»; «иной представительный орган работников».
ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ
Общий порядок расследования, установленный Правилами, распространяется на страхователей, страховщиков, работающих, работников и на лиц, занимающих (занимавших) государственные гражданские должности, при назначении (избрании) на которые контракт не заключается.
К ним относятся:
лица, занимающие высшие государственные должности Республики Беларусь;
лица, назначаемые на гражданские должности Президентом Республики Беларусь;
заместители Председателя Всебелорусского народного собрания:
депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
председатели местных Советов депутатов;
судьи.
В новой редакции Правил установлен порядок расследования несчастных случаев с работниками, которых наниматель направляет для профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки в учреждения дополнительного образования взрослых (иные учреждения образования, организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых).
В период обучения такие работники не осуществляют трудовую деятельность у страхователя и рассматриваются как обучающиеся (согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании), но не привлекаются к выполнению оплачиваемых работ.
Предусмотрено проведение расследований несчастных случаев на производстве, произошедших не только в рабочее время, но и во время специальных перерывов, а также во время перерыва для отдыха и питания (п. 4 Правил).
Действие Правил распространяется не только на случаи следования работника к месту командировки и обратно, но и на определенные случаи передвижения работника в период нахождения в командировке, а также на случаи, когда работа носит разъездной либо подвижный характер (п. 4.8 Правил).
ДЕЙСТВИЯ ЛИЦ ПРИ НАСТУПЛЕНИИ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
Уточнены действия не только работающих, но и других лиц при несчастном случае, а также порядок сообщения о несчастном случае (п. 9 Правил).
Для организаций здравоохранения предусмотрена возможность направления сведений о лицах, которым оказана медицинская помощь в связи с несчастным случаем, посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь (п. 11 Правил).
Закреплена необходимость информирования о каждом несчастном случае вышестоящей организации (при ее наличии) и местного исполнительного и распорядительного органа, на поднадзорной территории которого расположен страхователь (п. 12 Правил).
Страхователь, организация, на территории которых произошел несчастный случай, при получении сообщения о несчастном случае информируют потерпевшего (при несчастном случае со смертельным исходом - одного из совершеннолетних членов семьи потерпевшего) о начале проведения расследования несчастного случая (специального расследования) не позднее одного рабочего дня после его начала (п. 12 Правил).
Одно из новшеств правил - алгоритм действий при травмировании домашнего работника.
В частности, территориальному подразделению Департамента государственной инспекции труда предоставлено право направлять запрос о тяжести полученной им травмы (п. 12 Правил).
Обязанность организации здравоохранения не позднее 3 рабочих дней со дня получения данного запроса - направить территориальному подразделению Департамента заключение о тяжести производственной травмы по установленной форме (п. 13 Правил).
Установлены обязанности организации, на территории которой произошел несчастный случай с работающим другого страхователя (ч. 2п. 14 Правил).
Требование к страхователю, организации о привлечении в 5-дневный срок к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований актов законодательства, ТНПА, ЛПА, в новой редакции заменено. Привлечение к дисциплинарной ответственности должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства о труде (ч.3 п. 16 Правил).
СПРАВОЧНО. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника или ухода за больным членом семьи, подтвержденных листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности, пребывания работника в отпуске, нахождения на военных или специальных сборах (cm. 200 ТК).
Установлен порядок определения степени вины потерпевшего в случае, когда он не является (не являлся) членом профсоюза, или при отсутствии профсоюза у страхователя, организации (п. 17 Правил).
Разграничены полномочия органов, осуществляющих контроль, и органов, осуществляющих надзор за правильным и своевременным расследованием, оформлением и учетом несчастных случаев, а также выполнением мероприятий по устранению их причин (п. 18 Правил).
Право принимать участие в расследовании несчастного случая имеет либо потерпевший, либо лицо, представляющее его интересы на основании письменного заявления. Тем самым исключается их одновременное участие в расследовании (п. 19 Правил).
РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
Установлено требование об издании страхователем, организацией ЛПА, которым определяется уполномоченное должностное лицо страхователя, организации, осуществляющее расследование несчастного случая, а также перечень лиц, участвующих в расследовании (по согласованию с заинтересованными сторонами) (п. 20 Правил).
Расследование несчастных случаев, произошедших с работниками страхователей - физических лиц, независимо от тяжести полученных ими повреждений здоровья, в том числе со смертельным исходом, проводится государственным инспектором труда Департамента с участием страхователя - физического лица, а также лиц, указанных в п. 19 Правил (по их письменному заявлению) (п. 20 Правил).
Установлен новый срок проведения расследования несчастного случая - не более пяти рабочих дней, а также возможность однократного продления этого срока не более чем на пять рабочих дней уполномоченным должностным лицом страхователя, организации, проводящим расследование несчастного случая (п. 23 Правил).
Детализировано, кем и в какой форме составляется акт о несчастном случае на производстве с отдельными категориями потерпевших (п. 25 Правил):
главами крестьянских (фермерских) хозяйств, руководителями организаций - единственными собственниками их имущества;
работниками, страхователем которых является физическое лицо;
работающими, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического сообщества (в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, произошедших с гражданами одного государства - члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства - члена Евразийского экономического сообщества, подписанным правительствами государств - членов Евразийского экономического сообщества 31 мая 2013 г.);
работниками организации либо физического лица страны Содружества Независимых Государств, направленного в служебную командировку на территорию Республики Беларусь (в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, произошедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, подписанным главами правительств стран Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 г.).
Актом формы НП оформляются несчастные случаи, произошедшие при резком ухудшении состояния здоровья непосредственно перед несчастным случаем, подтвержденном записями камер видеонаблюдения или опросом потерпевшего (показаниями очевидцев (свидетелей), супруга (супруги) и близких родственников потерпевшего) (подп. 26.4 Правил).
В абз. 4 подп. 26.5 п. 26 Правил учитывается возможность травмирования работника при осуществлении действий перед началом и после окончания работы, предусмотренных не только правилами внутреннего трудового распорядка, но и иными ЛПА.
Словами «уровень (концентрация) которых привели к ухудшению здоровья потерпевшего», которыми дополнен абз. 3 п. 27 Правил, подчеркивается, что вредные производственные факторы создают опасность для здоровья работающего только в случае превышения предельно допустимого уровня (концентрации).
В новой редакции более детально определено, кто и в какой срок обязан сформировать документы расследования и передать их на рассмотрение руководителю страхователя, а также регламентированы действия страхователя по утверждению и рассылке документов расследования несчастного случая на производстве (пп. 29,30 Правил).
При несвоевременном сообщении о несчастном случае заявление о его расследовании может быть подано в 6-месячный срок со дня происшествия несчастного случая или установления факта утраты трудоспособности (п. 32 Правил).
Устанавливается порядок расследования несчастных случаев, произошедших с:
работающим, направленным страхователем в учреждения дополнительного образования взрослых, иные учреждения образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых, для профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки;
домашними работниками;
работниками, выполняющими дистанционную работу (пп. 42,44,45 Правил).
Изменения коснулись информирования о произошедшем несчастном случае со смертельным исходом или о групповом несчастном случае (п. 48 Правил).
Так, не позднее двух часов с момента, как о несчастном случае стало известно любому должностному лицу страхователя, организации (страхователю - физическому лицу), оповещаются посредством системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь, по телефону, телефаксу, другим средствам связи (за исключением почтового отправления), нарочным:
в районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
территориальное подразделение Департамента, на поднадзорной территории которого зарегистрирована организация, страхователь.
Не допускается оповещение о произошедшем несчастном случае со смертельным исходом или о групповом несчастном случае посредством почтового отправления.
Затем, не позднее рабочего дня, следующего за днем происшествия несчастного случая, направляется сообщение о несчастном случае на производстве в:
районный (межрайонный), городской, районный в городе отдел Следственного комитета по месту, где произошел несчастный случай;
территориальное подразделение Департамента, на поднадзорной территории которого зарегистрирована организация, страхователь;
областное (Минское городское) объединение профсоюзов Федерации профсоюзов Беларуси (при отсутствии у страхователя, в организации профсоюза);
вышестоящую организацию (при ее наличии), республиканский орган государственного управления и местный исполнительный и распорядительный орган, на подведомственной территории которого расположен страхователь, страхователю потерпевшего (при несчастном случае с работающим у другого страхователя);
территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте.
Правилами установлен алгоритм принятия решения о порядке расследования в случае смерти потерпевшего, явившейся следствием несчастного случая на производстве и наступившей в период временной нетрудоспособности (п. 49 Правил).
Возможны два варианта:
смерть потерпевшего стала причиной несчастного случая;
потерпевший умер от другого заболевания, не связанного с произошедшим с ним несчастным случаем.
На основании соответствующего заключения о причинах смерти будет принято решение о расследовании несчастного случая в специальном либо в общем порядке страхователем, организацией.
Предусмотрено, что наряду со страхователем, организацией структурное подразделение Департамента государственной инспекции труда информирует о несчастном случае территориальный уполномоченный орган надзора, если несчастный случай произошел на поднадзорном ему объекте (п. 52 Правил).
ПРАВИЛАМИ ТАКЖЕ УСТАНОВЛЕНЫ (п. 54):
порядок участия в специальном расследовании представителя уполномоченного органа надзора, если произошел несчастный случай на поднадзорном этому органу объекте;
порядок привлечения, при необходимости, к проведению специального- расследования представителя иного уполномоченного органа надзора;
срок, в течение которого представителем уполномоченного (привлеченного) органа надзора должен быть утвержден акт об организационных и технических причинах несчастного случая, лицах, допустивших нарушения требований ТИПА, обязательных для соблюдения, а также порядок обжалования заинтересованными такого акта.
Увеличен срок, предоставляемый страхователю для формирования и тиражирования документов специального расследования, - с 2 до 3 рабочих дней (п. 60 Правил).
При специальном расследовании несчастного случая оценка степени вины потерпевшего осуществляется не государственным инспектором труда, а уполномоченным представителем организации, страхователя (страхователем - физическим лицом) и уполномоченным представителем профсоюза.
В новой редакции Правил уменьшилось количество органов, которым документы расследования направляются в полном объеме (п. 62 Правил).
Уточнены обязанности страхователя в случае выявления государственным инспектором труда нарушения порядка расследования либо оформления его результатов, а также в случае проведения государственным инспектором труда единолично расследования несчастного случая на производстве (п. 79 Правил).
Департаменту государственной инспекции труда, его территориальным подразделениям или суду предоставлено право устанавливать фактическое наличие трудовых или гражданско-правовых отношений, которые не были оформлены в установленном порядке в письменной форме (п. 80 Правил).
При установлении фактического наличия трудовых или гражданско-правовых отношений у субъекта хозяйствования возникает обязанность по расследованию в установленном порядке произошедшего несчастного случая, а также по осуществлению страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве.
При установлении такого факта несчастный случай будет расследован в порядке, предусмотренном п. 79 Правил.
Детализирован порядок отмены заключения государственного инспектора труда либо внесения в него изменений (п. 82 Правил).
РЕСПУБЛИКАНСКИМ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ В 3-МЕСЯЧНЫЙ СРОК ОБЕСПЕЧИТЬ ПРИВЕДЕНИЕ СВОИХ НПА В СООТВЕТСТВИЕ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ № 36 И ПРИНЯТЬ ИНЫЕ МЕРЫ ПО ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (п. 2 постановления №36).
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 ноября 2023 г. № 178 «Об установлении перечней аптечек» (далее – постановление 178) установлен новый перечень аптечек, а также требования к их наполнению. Ранее действовавшее постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 декабря 2014 г. № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации» (далее – постановление 80) утратило силу.
Ниже приведены сравнительные таблицы вложений аптечек первой помощи универсальной, для оснащения транспортных средств (автомобильная) по постановлениям 80 и 178. Сравнений вложений аптечек первой помощи для оснащения воздушных судов гражданской авиации (бортовая) и экстренной медицинской помощи для оснащения воздушных судов гражданской авиации (бортовая) не приводится.
Изменение позиций в аптечках в старой редакции (постановление 80) обозначено курсивом. Позиции, которые добавлены и изменены в новой редакции (постановление 178), выделены ПОЛУЖИРНЫМ ШРИФТОМ.
Таблица 1. Перечень аптечек
Было (Постановление 80) | Стало (Постановление 178) |
1. Аптечки первой помощи | 1. Аптечки первой помощи |
1.1. универсальная | 1.1. универсальная |
1.2. для оснащения транспортных средств (автомобильная) | 1.2. для оснащения транспортных средств (автомобильная) |
3. для оснащения воздушных судов гражданской авиации (бортовая) | 1.3. для оснащения воздушных судов гражданской авиации (бортовая) |
(Отсутствует) | 1.4. АПТЕЧКА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОТРАВЛЕНИИ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ |
2. Аптечки скорой медицинской помощи | 2. Аптечки ЭКСТРЕННОЙ медицинской помощи |
2.1. Аптечка скорой медицинской помощи универсальная | (ОТСУТСТВУЕТ) |
2.2. Аптечка скорой медицинской помощи для оснащения воздушных судов гражданской авиации | 2.2. Аптечка ЭКСТРЕННОЙ медицинской помощи для оснащения воздушных судов гражданской авиации (БОРТОВАЯ) |
Таблица 2. Перечень вложений, входящих в аптечку первой помощи универсальную, из расчета 2-10 человек
Было (постановление 80) | Стало (постановление 178) |
Аммония раствор 10 % - 1 мл № 10 | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Валерианы экстракт 0,02 № 50 | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Валидол 0,06 № 10 или 0,1 №20 | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Глицерилтринитрат 0,0005 № 40 | ГЛИЦЕРИЛТРИНИТРАТ ТАБЛЕТКИ ПОДЪЯЗЫЧНЫЕ 0,5 МГ ИЛИ СПРЕЙ ПОДЪЯЗЫЧНЫЙ ДОЗИРОВАННЫЙ 0,4 МГ/ДОЗА В БАЛЛОНАХ 10 Г (20/1 ТАБЛ./ШТ.) |
Дротаверина гидрохлорид 0,04 № 40 | Дротаверин таблетки 40 мг (10 табл.) |
Йода спиртовой раствор 5 % - 10 мл или 5%-1 мл №10 | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Калия перманганат порошок для приготовления раствора 5,0 | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Кеторолак 0,01 № 10 | Кеторолак таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 10 мг (10 шт.) |
Лоратадин 0,01 № 10 или Цетииризин 0,01 № 20 | Лоратадин таблетки 10 мг или Дезлоратадин таблетки 5 мг, покрытые оболочкой (10 табл.) |
Магния сульфат порошок для приготовления раствора для внутреннего применения 10,0 (20,0) | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Натрия гидрокарбонат порошок для приготовления раствора 10,0 (20,0) | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Нафазолин капли для носа 0,1 % - 10 мл или Ксилометазолина капли для носа 0,1 % - 10 Мл | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Параскофен № 10 или Цитрамон № 10 | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Парацетамол 0,5 № 10 | Парацетамол таблетки 500 мг (10 шт.) |
Перекись водорода раствор 3 % - 40 мл (100 мл) | Перекись водорода 3 % - 100 мл |
Сульфацетамида раствор 20 % - 1 мл (1,5 мл) тюбик-капельница № 2 или Сульфацетамида раствор 20% (30 %)-5мл | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Уголь активированный 0,25 № 10 | Уголь активированный таблетки 250 мг (20 табл.) |
Бинты нестерильные: 5м X 5 см 5м X10 см 7м X 14 см | (ОТСУТСТВУЮТ) |
(Отсутствует) | БИНТ МЕДИЦИНСКИЙ СТЕРИЛЬНЫЙ РАЗМЕР 5 М Х 10 СМ (1 ШТ.) |
(Отсутствует) | БИНТ МЕДИЦИНСКИЙ СТЕРИЛЬНЫЙ РАЗМЕР 7 М Х 14 СМ (1 ШТ.) |
Вата гигроскопическая 50,0 | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Жгут кровоостанавливающий Эсмарха | Жгут кровоостанавливающий типа Эсмарха |
Лейкопластырь бактерицидный 4 х Ю см (6 х 10 см) | Лейкопластырь бактерицидный размер не менее 4 см х 10 см (10 шт.) |
Лейкопластырь катушечный 1 х 500 см (2 х 500 см) | (ОТСУТСТВУЮТ) |
Напальчник резиновый №10 | (ОТСУТСТВУЮТ) |
Ножницы тупоконечные длиной не менее 13 см | Ножницы АТРАВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ РЕЗКИ БИНТА И ОДЕЖДЫ |
Салфетка стерильная размером не менее 10 см х 10 см | Салфетка стерильная размером не менее 10 см х 10 см (5 шт.) |
Термометр медицинский электронный в футляре | Термометр медицинский электронный (1 шт.) |
(Отсутствует) | Каптоприл таблетки 25 мг (20 таблеток) |
(Отсутствует) | Маска медицинская нестерильная одноразовая (5 шт.) |
(Отсутствует) | Пакет гипотермический охлаждающий (1 шт.) |
(Отсутствует) | Пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный (2 шт.) |
(Отсутствует) | Перчатки медицинские нестерильные (5 шт.) |
(Отсутствует) | Салфетка антисептическая с этанолом (10 шт.) |
(Отсутствует) | Салфетка медицинская для стимуляции дыхания (с пропиткой) или аммиак раствор для наружного применения 100 мг/мл в ампулах 1 мл (10 ШТ./10 ампул) |
(Отсутствует) | Тонометр (1 шт.) |
(Отсутствует) | Фенотерол раствор для ингаляций 1 мг/мл во флаконах 20 мл/Сальбутамол аэрозоль для ингаляций дозированный 100 мкг/доза в ингаляторе 200 доз (400 доз) (1 флакон) |
Таблица 3. Перечень вложений, входящих в аптечку первой помощи для оснащения транспортных средств (автомобильная)
Было (постановление 80) | Стало (постановление 178) |
Аммония раствор 10% - 1 мл № 10 | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Йода спиртовой раствор 5 % - 10 мл или 5%-1 мл №10 | (ОТСУТСТВУЕТ) |
Бинты нестерильные: 5м X 5 см 5 м X 10 см | (ОТСУТСТВУЮТ) |
Бинты стерильные 5 м х Ю см | Бинт медицинский стерильный 5 м х 10 см |
[Отсутствует) | БИНТ МЕДИЦИНСКИЙ СТЕРИЛЬНЫЙ РАЗМЕР 7 М Х 14 СМ |
Бинт медицинский эластичный нестерильный трубчатый № 1, 3, 6 | (ОТСУТСТВУЮТ) |
Вата гигроскопическая 50,0 | (ОТСУТСТВУЮТ) |
Жгут кровоостанавливающий Эсмарха | Жгут кровоостанавливающий Эсмарха |
Лейкопластырь бактерицидный: _2,5 х 7,2 см _ | 4 х 10 см (6 х 10 см) |
(ОТСУТСТВУЕТ) | Лейкопластырь бактерицидный размер не менее 4 см х 10 см (10 шт.) |
Лейкопластырь катушечный 1 х 500 см (2 х 500 см) | (ОТСУТСТВУЮТ) |
Ножницы тупоконечные длиной не менее 13 см | НОЖНИЦЫ АТРАВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ РЕЗКИ БИНТА И ОДЕЖДЫ |
Пакет гипотермический охлаждающий | Пакет гипотермический охлаждающий |
Салфетка стерильная размером не менее 10 х 10 см № 1 | Салфетка МАРЛЕВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ стерильная размер не менее 10 см х Ю см № 1(5 шт.) |
(Отсутствует) | ОДЕЯЛО ИЗОТЕРМИЧЕСКОЕ 160 СМ Х 210 СМ |
(Отсутствует) | ПАКЕТ ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТЕРИЛЬНЫЙ |
(Отсутствует) | ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА 3 % - 40 МЛ (1 ФЛАКОН) |
(Отсутствует) | ПЕРЧАТКИ МЕДИЦИНСКИЕ НЕСТЕРИЛЬНЫЕ (3 ПАРЫ) |
(Отсутствует) | САЛФЕТКА МАРЛЕВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СТЕРИЛЬНАЯ РАЗМЕР НЕ МЕНЕЕ 10 СМ Х 10 СМ № 1 (5 ШТ.) |
(Отсутствует) | САЛФЕТКА МЕДИЦИНСКАЯ ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ (С ПРОПИТКОЙ) ИЛИ АММИАК РАСТВОР ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ 100 МГ/МЛ В АМПУЛАХ 1 МЛ (2/2 АМПУЛА/ШТ.) |
Появился новый вид аптечки - первой помощи при отравлении дезинфицирующими средствами. В таблице 4 приведен перечень ее вложений.
Таблица 4. Перечень вложений, входящих в аптечку первой помощи при отравлении дезинфицирующими средствами
п/п | Наименование | Единица измерения | Количество |
1 | Магния сульфат порошок для приготовления раствора для внутреннего применения 20,0 | пакет | 3 |
2 | Маска медицинская нестерильная одноразовая | штука | 2 |
3 | Натрия гидрокарбонат порошок для приготовления раствора 10,0 | пакет | 2 |
4 | Очки защитные | штука | 1 |
5 | Пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный | штука | 2 |
6 | Перекись водорода раствор 3 % - 100 мл | флакон | 1 |
7 | Перчатки медицинские нестерильные | пара | 2 |
8 | Респиратор медицинский аэрозольный | штука | 1 |
9 | Салфетка медицинская для стимуляции дыхания (с пропиткой) или аммиак раствор для наружного применения 100 мг/мл в ампулах 1 мл | штука/ампула | 5/5 |
10 | Сульфацетамид (сульфацил натрия) раствор (капли глазные) 200 мг/мл во флаконах 5 мл в комплекте с крышками-капельницами в упаковке | флакон | 1 |
11 | Уголь активированный таблетки 250 мг | таблетка | 20 |
Аптечки первой помощи универсальная, для оснащения транспортных средств (автомобильная), при отравлении дезинфицирующими средствами комплектуются их производителями либо собираются и (или) пополняются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую или фармацевтическую деятельность и гражданами самостоятельно по перечням вложений.
Аптечка первой помощи и экстренной медицинской помощи для оснащения воздушных судов гражданской авиации (бортовая) комплектуется и (или) пополняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую или фармацевтическую деятельность.
Комплектация и (или) пополнение аптечки медицинской помощи для оснащения воздушных судов гражданской авиации (бортовая) производятся медицинскими или фармацевтическими работниками.
Допускается изготавливать и продавать аптечки по постановлению 80 до 31 декабря 2024 г. Применять старые аптечки можно до окончания их срока годности.
Работники проходят обязательные медицинские осмотры согласно Инструкции о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих.
Обязательные и (или) внеочередные медосмотры работающих проводятся в целях:
обеспечения безопасности труда;
предупреждения профессиональных заболеваний;
охраны здоровья.
По их результатам определяется годность (негодность) по состоянию здоровья работающих:
к работам во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов;
к работам, где есть необходимость в профессиональном отборе.
При медосмотрах учитывается:
информация, содержащаяся в выписке из медицинских документов, о перенесенных заболеваниях, результатах диспансерных осмотров и динамического наблюдения;
диагностических, лечебных и иных вмешательствах, проведенных за период, составляющий не менее пяти лет, предшествующих обязательному предварительному медосмотру, или за период, прошедший после предыдущего обязательного и (или) внеочередного медосмотра;
сведения об условиях труда и выполняемых работах, указанные в направлении или в списке профессий рабочих (должностей служащих), списке работников в соответствии с оценкой условий труда, проведенной в порядке, предусмотренном Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, Санитарными нормами и правилами «Гигиеническая классификация условий труда»;
медицинская карта пациента для амбулаторно-поликлинических организаций;
иные медицинские документы, необходимые для принятия решения о годности (негодности) работающих к работе.
Также принимается во внимание информация из диспансерных обследований, осмотров врачей общей практики и (или) специалистов, которые проводились по месту жительства (пребывания), работы (учебы, службы) работающего в течение шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором он будет проходить медосмотр.
При проведении обязательных и (или) внеочередных медосмотров выполняются лабораторные, инструментальные и иные исследования.
В случае необходимости медицинские комиссии направляют работающих в другие государственные учреждения здравоохранения, медицинские научные организации для проведения дополнительной диагностики и (или) консультации.
Решение о годности (негодности) к работе принимается медицинской комиссией с учетом:
наличия или отсутствия заболеваний (состояний), при наличии которых противопоказана работа во вредных и (или) опасных условиях труда, с учетом Перечня заболеваний (состояний), которые являются общими медицинскими противопоказаниями к работам во вредных и (или) опасных условиях труда;
степени выраженности функциональных нарушений;
возможности компенсации нарушенных функций лекарственными средствами и (или) техническими средствами социальной реабилитации.
По результатам досмотров комиссией принимается одно из следующих решений:
Годен к работе (с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ);
Негоден к работе (с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ);
Годен к работе (с указанием отдельных вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ) и негоден к работе (с указанием отдельных вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ);
Годен к работе (с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ) и нуждается в проведении внеочередного медосмотра;
Годен к работе (негоден к работе) с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, вида выполняемых работ и выявлено подозрение на хроническое профессиональное заболевание.
Результаты обязательных и (или) внеочередных медицинских осмотров вносятся в протокол, который подлежит хранению в медицинской карте пациента в организации, проводившей медосмотр. Копии протоколов направляются медицинской комиссией в государственные учреждения здравоохранения по месту жительства (пребывания), по работе (учебы, службы) работающих для приобщения к медицинской карте.
Также оформляется медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) к работе, или акт.
При необходимости медицинские комиссии направляют работающих на заседание врачебно-консультационной комиссии организации, проводившей обязательные периодические и (или) внеочередные медосмотры, для получения заключения о предоставлении другой работы.
В случае подозрения на хроническое профессиональное заболевание комиссия направляет работающего к врачу-профпатологу.
В случае если во время медосмотра выявлены заболевания (состояния), которые являются медицинскими противопоказаниями к работам, комиссия в течение пяти рабочих дней с момента выявления информирует нанимателя (работодателя) об установлении негодности работающего к работе.
Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся перед поступлением на работу. По их результатам выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) к работе.
Для проведения обязательных периодических медосмотров работников наниматель ежегодно составляет список профессий рабочих (должностей служащих).
Периодические медосмотры работников, не включенных в список профессий рабочих (должностей служащих), физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, и иных физических лиц в соответствии с законодательством проводятся на основании направления.
Список профессий рабочих (должностей служащих) составляется в двух экземплярах с указанием результатов оценки условий труда по каждому вредному и (или) опасному производственному фактору. Один экземпляр остается у нанимателя, второй направляется в учреждение здравоохранения до 1 января календарного года, в течение которого необходимо провести запланированный периодический медосмотр.
Учреждение на основании этого списка составляет и направляет нанимателю не позднее 1 февраля календарного года график медосмотров, сформированный с учетом срока ранее проведенного периодического медосмотра.
Наниматель по списку профессий (должностей) и графику периодических медосмотров составляет список работников, который за 20 рабочих дней до начала медосмотра направляет в учреждение здравоохранения.
В случае несоблюдения графика и (или) неявки работников на медосмотр зарождение здравоохранения в течение пяти рабочих дней со дня завершения медосмотра информирует об этом нанимателя.
Периодические медосмотры работающих проводятся с 1 января по 31 декабря календарного года. По их результатам зарождение здравоохранения составляет акт и (или) заполняет справку о состоянии здоровья, подтверждающую годность (негодность) к работе.
Акт оформляется в течение 30 рабочих дней со дня окончания медосмотра в двух экземплярах, один из которых в течение пяти рабочих дней направляется нанимателю и (или) работодателю, второй остается в учреждении здравоохранения.
Срок проведения очередного периодического медосмотра исчисляется от даты окончания предыдущего, указанной в акте, или от даты выдачи медицинской справки при проведении предварительного медосмотра.
Внеочередные медосмотры проводятся в случае ухудшения состояния здоровья работающего по инициативе нанимателя и (или) работодателя, государственных учреждений здравоохранения и иных организаций, осуществляющих оказание медицинской помощи, и работающего. Для проведения такого медосмотра необходимо направление.
В случае необходимости внеочередного медосмотра учреждение здравоохранения письменно информирует нанимателя (работодателя) об этом.
По результатам внеочередных медосмотров выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) к работе.
С учетом неблагоприятных метеорологических условий, с целью предотвращения неблагоприятного воздействия на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье сотрудников, администрация Партизанского района г.Минска предлагает организовать проведение ежедневных мероприятий по соблюдению параметров микроклимата на рабочих местах организации, а также осуществление мер защиты рабочих (специалистов) от неблагоприятного воздействия высоких температур воздуха.
Требования к оптимальным и допустимым параметрам микроклимата на рабочих местах в производственных и офисных помещениях организаций всех форм собственности установлены Санитарными нормами и правилами «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях» (далее — Санитарные нормы и правила) и Гигиеническим нормативом «Показатели микроклимата производственных и офисных помещений» (далее — Гигиенический норматив), утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.04.2013 № 33.
При температуре воздуха выше или ниже допустимых величин наниматель наравне с использованием мер защиты от воздействия температуры воздуха должен принимать меры организационного характера по регулированию времени пребывания работников в этих условиях в соответствии с таблицами 10 и 11 Гигиенического норматива.
Нанимателю необходимо учитывать требования статьи 89 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), согласно которым наниматель обязан обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм труда.
В соответствии с требованиями статьи 135 ТК и статьи 29 Закона об охране труда работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах).
Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.
Для указанных работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.
Также необходимо учитывать утомляемость работников в зависимости от вида выполняемых ими работ.
В результате при продолжительной работе в условиях повышенных температур не только понижается производительность труда, но и повышается вероятность несчастного случая на производстве.